ОАЭ предложили отстреливать готовых к миру талибов

Ближний Восток 22 марта, 2019 / 12:06

Ближневосточные союзники США не верят в успех переговорного процесса по Афганистану, который проходит на катарской площадке. Обнародованы данные, согласно которым наследный принц Абу-Даби Мухаммед бин Зайд аль-Нахайян пытался убедить американское руководство в необходимости ликвидировать верхушку «Талибана» (орагнизация запрещена в РФ). Кампанию предполагалось провести руками наёмников. Вероятным обоснованием таких инициатив служит соперничество между странами Персидского залива. Доху, вероятно, хотят лишить политического влияния.

Предложение было сделано во время разговора наследного принца Абу-Даби с госсекретарём США Майком Помпео 12 января, когда шеф американской дипломатии вместе с помощником президента США по нацбезопасности совершал поездку в Персидский залив. Источники издания The Middle East Eye, знакомые с содержательной частью переговоров, утверждают, что бин Зайд недвусмысленно намекнул главе Госдепа на необходимость «зачистить» верхушку группировки, которая выразила готовность вести диалог с американской стороной и решилась на консультации со спецпредставителем США по афганскому примирению Залмаем Халилзадом. По словам наследного принца, Вашингтон рискует в очередной раз отдать Афганистан в руки «плохих парней» — «отсталых и бородатых». Переговорную позицию группировки «Талибан» можно ослабить, проведя точечные операции руками частных военных компаний (ЧВК), предложил лидер ОАЭ. По словам собеседников The Middle East Eye, шеф американской дипломатии был шокирован этим, однако ничего не ответил. 

Фото: Sayed Mominzadah/Xinhua/Global Look PressГазни, 19 августа 2018 г. На фотографии, сделанной 19 августа 2018 г., показан поврежденный дом после нападения талибов в городе Газни, столице провинции Газни, Афганистан

Эмираты выступали за американские инициативы по заключению мирного соглашения с талибами и даже предоставили в 2018 году площадку в Абу-Даби для одного раунда переговоров. Однако диалог всё-таки закрепился на территории Катара — исторического посредника в разговоре с врагами Кабула. Это выглядело более логично: именно в Дохе находился политический офис движения. Впрочем, наследного принца Абу-Даби это не убеждает: Доха является региональным соперником Эмиратов. В 2017 году ОАЭ и Саудовская Аравия стали главными инициаторами дипломатической блокады Катара. Причиной разлада в Персидском заливе стала самостоятельная внешнеполитическая линия эмирата, главным элементом которой стало улучшение отношений с Ираном — основным врагом ведущих стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Доха не только подверглась сухопутной и морской блокаде, но стала мишенью экономических и дипломатических санкций. Вероятно, ОАЭ и Саудовская Аравия хотели бы, чтобы Доха потеряла и своё политическое значение в регионе Ближнего Востока и Африки. 

С точки зрения ОАЭ, операцию против талибов можно было провести «в стиле Blackwater». Blackwater была известной военной компанией, основанной в конце 1990-х годов, но оскандавлившейся в связи с военными преступлениями в Ираке, из-за чего потребовался её срочный ребрендинг. Вероятно, Эмираты хотели бы, чтобы ликвидация талибов происходила по йеменскому сценарию. На территории этой страны, до сих пор переживающей острый конфликт между повстанцами и лоялистами, Абу-Даби и Эр-Рияд принимают самое активное участие. Причём известны данные об активном использовании наёмников участниками арабской коалиции. Эмиратам приписывали договорённости с ЧВК, которые работали против лидеров организации «Аль-Ислах» (оппозиционная партия Йемена, которую считают аффилированной с запрещёнными в РФ «Братьями-мусульманами»). В августе 2018 года «Аль-Ислах» заявила, что с 2015 года было убито девять её лидеров. В ликвидации верхушки «Аль-Ислаха» подозревали лично наследного принца Абу-Даби. 

Фото: Elaha Sahel/by ZUMA Press/Global Look PressДевушки посещают школу в Афганистане

По утверждению источников The Middle East Eye, бин Зайд был расстроен планами американской администрации оптимизировать военное присутствие на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Контакты между союзниками тесны в том числе на военном уровне. В Афганистане военные Эмиратов работают в рамках миссии «Решительная поддержка», то есть в соответствии с подписанным в 2014 году Соглашением о безопасности между Североатлантическим альянсом и официальным Кабулом. Примечательно, что в Афганистане присутствует и катарский контингент, по данным афганского Совета национальной безопасности (СНБ). Совместное участие двух стран в разрешении афганского кризиса было воспринято в прошлом году с удивлением, учитывая сопернический характер отношений двух стран. 

В четверг в Вашингтон прибыл спецпредставитель российского президента по Афганистану Замир Кабулов: американская сторона собрала дипломатов из РФ, ЕС и КНР для того, чтобы проинформировать их о результатах продолжающегося диалога с талибами в Дохе. Как говорят наблюдатели, США всё чётче осознают необходимость участия региональных игроков в урегулировании, таких, как Россия и Китай, которые имеют влияние на остальных акторов в Южной и Центральной Азии. На этом подходе настаивала Россия, созывая «московский формат».