Мечтам президента США Дональда Трампа о максимальной оптимизации американского военного присутствия на Ближнем Востоке не суждено сбыться. Становятся известны детали недавнего визита госсекретаря Майка Помпео в Ливан: поездка шефа американской дипломатии продемонстрировала намерения Соединённых Штатов создать свою военную базу в одном из прибрежных районов этой ближневосточной страны. Вероятно, противостояние между Вашингтоном и Тегераном усиливается.
Информацию о намерениях США обосноваться на побережье Ливана тиражируют региональные СМИ. Их источники, знакомые с содержательной частью переговоров Помпео и ливанского руководства, утверждают, что в планах Белого дома — создать свою базу в прибрежной Бедайде (Горный Ливан) для того, чтобы мониторить передвижения противника и противодействовать его разрушительной внешней политике. Под противником, как нетрудно догадаться, подразумевается Иран, который является спонсором ливанской «Хезболлы» — политической и военной организации, имеющей беспрецедентное влияние на государственные институты в стране. Как сообщается, во время визита шеф американской дипломатии пообещал полмиллиона долларов на реконструкцию одной из местных церквей в Бедайде.
Информация о создании базы пока не подтверждена на высоком уровне. Если это самодеятельность Белого дома, то не исключено, что инициативе ещё предстоит пройти огонь и воду межведомственного обсуждения. Желание Вашингтона вывести контингент из Сирии было многократно раскритиковано на Капитолийском холме. Однако на необходимости бороться с иранским влиянием сходятся все — вне зависимости от политического лагеря.
Ливанский народ сталкивается с выбором — мужественно идти вперёд как независимая и гордая нация или позволить тёмным амбициям Ирана и «Хезболлы» диктовать будущее, — заявил госсекретарь во время своей поездки в Ливан.
В последнее время американское руководство ищет способы сократить влияние шиитской группировки на политические институты Ливана. В конце января были сделаны финальные штрихи в процессе формирования правительства национального единства во главе с Саадом Харири. 30 министерских портфелей были распределены среди людей, которые представляют все этноконфессиональные общины страны и практически все ведущие политические силы, в том числе «Хезболлу». Это не могло не вызвать недоумения у США. Обсуждая с премьером сотрудничество в области безопасности, Помпео передал ливанской стороне все опасения, связанные не только с внутренней, но и с трансграничной деятельностью «партии Аллаха».
Наблюдатели утверждают, что создание американской базы в прибрежной зоне Ливана создаст помехи для контрабандистской деятельности «Хезболлы», которая ищет новые теневые каналы доставки вооружений в Ливан. По американским данным, в потенциальном конфликте между Израилем и «Хезболлой» ливанская группировка может выстреливать в среднем по тысяче ракет в день — таков масштаб накопленных ею арсеналов. Конфликт с израильским судном INS Hanit, которое подверглось атаке в 2006 году, свидетельствует о том, что «партия Аллаха» расширяет и свои морские возможности, чтобы держать в страхе еврейское государство и его заокеанских союзников. Это означает, что соответствующие риски есть и для разработки газовых месторождений, которые ведут местные компании. Впрочем, сам Израиль прекрасно это осознаёт.
В настоящее время официальные лица волнуются по поводу роста амбиций ливанской группировки в ракетной сфере: по данным разведки, существование которых в разговоре с порталом News.ru подтвердил высокопоставленный собеседник в Иерусалиме, «партия Аллаха» хочет оснастить свои ракеты датчиками GPS, чтобы увеличить точность попадания по израильским позициям. Это значительно увеличит риски в потенциальном конфликте.
Впрочем, если допустить, что американское руководство действительно согласует вопрос с развёртыванием военной базы в Ливане, то ему необходимо помнить о глубокой интеграции иранских элементов в ливанскую политическую и социальную сферу. Это означает, что любые решения США, принятые в рамках этого военного присутствия, будут постоянно встречать противодействие со стороны ливанского общества. Может быть, для начала властям Соединённых Штатов стоило бы озаботиться проблемой полной нейтрализации иранского влияния в Ливане, в первую очередь — на армейские структуры. Пока что Бейрут и его силы находятся в очень сильной зависимости от «шиитской оси», что заставляет его смотреть то в сторону США, то в сторону России. Об этом лишний раз свидетельствовал недавний визит президента Мишеля Ауна в Москву.