Иран продолжают сотрясать ЧС: только за минувшую неделю в ближневосточной республике прогремели три взрыва, причём последний из них — на ядерном объекте. Хотя власти и не спешат увязывать инциденты между собой и говорят просто о нарушении техники безопасности, вопросов пока больше, чем ответов. За взрыв 2 июля, например, ответственность на себя якобы взяла оппозиционная группировка «Гепарды Родины». Но до этого дня о ней не было ни одного упоминания в публичном пространстве.
Первое из череды летних ЧС случилось 26 июня, когда произошёл взрыв в хранилище природного газа возле военного комплекса в районе Парчин на юго-востоке Тегерана. В иранском Министерстве обороны это объяснили утечкой топлива, хотя многие обоснованно усомнились в правдивости подобных заявлений; обошлось без жертв.
Спустя четыре дня на севере столицы вспыхнул пожар в хирургическом отделении больницы, погибли по меньшей мере 19 человек. Ему также предшествовал взрыв, который власти вновь объяснили утечкой газа. А 2 июля пожар произошёл в городе Нетенз провинции Исфахан, где расположено крупнейшее иранское предприятие по обогащению урана. Представитель Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Бехруз Камалванди заявил, что в результате инцидента было повреждено здание, которое недавно начали строить рядом с ядерным объектом. Предположительно, речь идёт о будущем заводе по сборке центрифуг.
Местные СМИ вскоре опубликовали снимки обгоревшего строения, отметив, что вокруг него лежат обломки, свидетельствующие о предшествующем пожару взрыве. Американское издание The New York Times со ссылкой на источник в Тегеране также сообщило о взрывном устройстве как причине инцидента. А в иранскую редакцию «Би-би-си» пришло письмо от организации Cheetahs of the Homeland («Гепарды Родины» — в честь одного из символов Ирана), которая заявила о своей ответственности за случившееся. По словам самопровозглашённых противников режима, они якобы специально выбрали для атаки возводимый в Нетензе завод: большая часть ядерных объектов в стране скрыта под землёй, что даёт властям возможность утаивать информацию о ЧС. Сейчас же ничего скрыть не удалось.
Само заявление «Гепардов» вызывает множество вопросов. Об организации нет ни одного упоминания до событий 2 июля. Авторы полученного журналистами письма называют себя «диссидентами» внутри силовых структур страны, но в таком случае неясно, почему они заявили о себе лишь сейчас.
Все эти аспекты дают основания предположить, что информация о существовании «Гепардов» — не более чем вброс. Как отметил в разговоре с NEWS.ru военный эксперт Юрий Лямин, если речь идёт о реальной диверсии, то письмо может быть преднамеренной дезинформацией, чтобы направить спецслужбы по ложному следу. С другой стороны, если в Нетензе произошла обычная авария, то сообщение «Гепардов» может быть и вбросом со стороны зарубежных спецслужб или оппозиционных группировок с целью вызвать лишнее напряжение и усиленные проверки персонала предприятий иранскими органами безопасности.
Я бы был осторожен с увязыванием трёх ЧС в Иране, уж очень на разных объектах они были. В первом случае точно был взрыв газа, и, судя по доступным спутниковым снимкам и кадрам с ТВ, видимый ущерб там ограничился собственно уничтожением ёмкостей и навеса, под которым они находились, а также сгоревшей рядом травой и кустарником. Во втором случае произошёл пожар в одной из многочисленных частных клиник, занимавшейся диагностикой и различными несложными операциями, — к важным объектам её никак не причислишь. Серьёзное подозрение на спланированную атаку вызывает лишь последний случай в Нетензе. Если верны предположения, что пострадал один из цехов по сборке центрифуг для обогащения урана, то он действительно потенциально мог быть целью для диверсии.
При этом, отмечает аналитик, нельзя исключать и того, что череда ЧС на разных объектах — следствие изношенности инфраструктуры страны, находящейся под мощным санкционным давлением и серьёзно страдающей от пандемии коронавируса.