Реструктуризация сирийской правительственной армии, которая была предпринята российским командованием, не решает растущую проблему с нехваткой кадров. В ряде провинций в свете больших потерь, которые понесли правительственные силы, началась мобилизация женщин в добровольческие отряды. Наблюдатели полагают, что без прохождения интенсивной подготовки такие соединения окажутся обречены при первом же столкновении с противником.
Недавнее исследование, которое было проведено крупным сирийским оппозиционным изданием Enab Baladi, свидетельствует, что в ближайшей перспективе правительственная армия столкнётся с кадровым голодом — не только среди офицеров, но и среди обычных бойцов. Долгое время Россия — как гарант стабилизации в Сирии — работала над тем, чтобы перестроить сирийские войска и добавить в их состав новые формирования, которые бы покрыли дефицит человеческих ресурсов. Enab Baladi напоминает, что именно так был создан 5-й корпус, фактически при участии российских советников. Однако в результате боёв с противниками официального Дамаска в Хаме и Идлибе и в связи с проблемами с централизованным руководством 5-й корпус постепенно перестал демонстрировать эффективность. Когда США заявили о снижении уровня своей ответственности за северо-восток Сирии, россияне, как сообщает Enab Baladi, предприняли попытки договориться о поглощении 5-м корпусом формирований «Демократических сил Сирии» (ДСС) — многонационального альянса с преобладанием курдов, на который фактически опирались американцы.
Несмотря на то, что ДСС так и не дали своего согласия на подобную интеграцию, само предложение отчасти стало иллюстрацией кадрового дефицита в структуре Вооружённых сил Сирии. Контуры этой проблемы обозначились давно, однако долгое время она не выходила на первый план в связи с вмешательством иностранных сил и привлечением к боевым действиям иррегулярных формирований. Расширение контроля правительственной армии над той территорией Арабской Республики, которая некогда была охвачена войной, в очередной раз высвечивает кадровую проблему. Серьёзные трудности есть, как говорят сирийские наблюдатели, и в военно-воздушной сфере. Правительственная армия САР потеряла большую часть снаряжения и техники. По мнению эксперта ближневосточного Центра Карнеги Хедера Хаддура, формирование новых ВВС в Сирии «займёт годы — на уровне подготовки персонала и создания современной инфраструктуры, что недоступно в нынешнем политическом контексте». Впрочем, «на земле» кадровые проблемы официальный Дамаск всё-таки решает по-своему.
Локальные источники сирийских оппозиционных изданий сообщили, что правительственные силы начали вербовать в ополчение женщин в сельской местности провинций Идлиб и Хама. Причиной стали тяжёлые потери после боёв с оппозиционными группировками. Проправительственная журналистка Рим Масуд сообщила о том, что она лично знакома с работой «снайперского соединения», набранного из женщин-добровольцев, в составе правительственных сил. Наблюдатели полагают, что мобилизация женщин связана с неспособностью сирийского правительства привлечь молодёжь из числа алавитов — конфессиональной группы, на которую фактически опирается официальный Дамаск. Ситуация осложнена и неспособностью подконтрольных Ирану иррегулярных формирований продолжать борьбу. Можно допустить, что Тегеран в условиях разгорающихся протестных движений в Ираке, в Ливане и, кстати говоря, у себя дома меньше всего настроен интенсифицировать борьбу в Сирии. Были гипотезы, что российское военное командование хотело сократить участие иранского ополчения в работе правительственных сил. Однако, по словам оппозиционного командира Исмаила Аюба, пока что проиранские иррегулярные формирования необходимы России.
Не исключено, что в провинциях Хама и Идлиб вербуют женщин, которые потеряли своих мужей на фронте: это может служить дополнительной мотивацией. Однако этого недостаточно для участия в продолжающихся боях. Оппозиционный активист Маджид Фейсал обращает внимание на то, что вовлечение женщин в активные военные действия без прохождения интенсивной подготовки и без получения минимального военного опыта может привести к гибели участниц этих добровольческих формирований при первом же столкновении с мятежными группировками, которые воюют уже не первый год.