Китай превращает Иран в опору своей военной мощи

Ближний Восток 09 июля, 2020 / 00:00

Заключение договора о всестороннем сотрудничестве между Китаем и Ираном чревато для последнего риском превратиться в колонию азиатской державы, предупреждают Тегеран представители оппозиции в изгнании. Наследник иранского шаха принц Реза Пехлеви раскритиковал власти в Тегеране за намерение подписать договорённости, рассчитанные на 25 лет. Они, по словам оппозиционера, могут привести не только к потере контроля над природными ресурсами, но и к появлению китайской армии в Иране.

Ирано-китайское соглашение, которое находится на финальной стадии разработки, беспокоит общественное мнение во многом потому, что официальный Тегеран решил пока не публиковать его детали. Официальный представитель иранского МИД Аббас Мусави 8 июля заявил, что его страна исходит исключительно из необходимости защищать национальные интересы при разработке договора.

Национальные интересы остаются единственным руководящим принципом для Министерства иностранных дел при разработке этого документа, и переговоры проходят максимально внимательно и придирчиво, — пояснил дипломат.

Фото: Ahmad Halabisaz/XinHua/Global Look PressАббас Мусави

Мусави пообещал, что в скором времени иранский народ увидит преимущества договора о всестороннем сотрудничестве с КНР. Он отверг утверждения, что китайская сторона, согласно договорённостям, получит в аренду остров Киш в Персидском заливе, монопольные права на экспорт нефти из Ирана и возможности для размещения своих вооружённых сил (ВС) на территории ближневосточной страны.

Тем не менее критиков соглашения сложно переубедить. Пехлеви представил иную точку зрения: принц в изгнании заявил, что договор о сотрудничестве, подписание которого курирует глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф, касается «разграбления природных ресурсов Ирана и принятия иностранной армии» в республике. Оппозиционер подчеркнул, что соглашение, «заключённое при непосредственном одобрении и поддержке верховного лидера Исламской Республики, является бесспорным предательством национальных интересов Ирана». По его мнению, иранская нация должна быть детально проинформирована обо всех условиях и подробностях любого документа такого рода, который необходимо вынести на всеобщее голосование.

За то, что президентская администрация склонна скрывать содержательную часть договора, её раскритиковал и экс-глава государства Махмуд Ахмадинежад. Как заявил накануне сам Зариф, общественность в Иране проинформируют о сделке с Китаем, «когда соглашение будет заключено». Это только простимулировало опасения по поводу того, какие последствия может иметь долгосрочная договорённость.

Уже сейчас вполне очевидно, что соглашение коснётся экспорта в КНР иранской нефти, многократно пострадавшей от односторонних американских санкций. Нетрудно догадаться, что это будут максимально удобные для Пекина цены. Издание The Petroleum Economist ещё в прошлом году предполагало, что именно КНР станет развивать нефтегазовый сектор Исламской Республики. Партнёрство Ирана с Китаем «может ознаменовать сейсмический сдвиг в мировом углеводородном секторе», подчёркивал журнал.

Интригой остаётся то, как страны станут выстраивать военную кооперацию по новым договорённостям, в случае если они будут подписаны. Вопреки слухам о передаче острова Киш китайцам аналитики предполагают, что в действительности Тегеран может отдать Пекину в аренду порт Джаск, который открывает более широкие возможности для проецирования своей военно-морской мощи в Персидском заливе. Если в соглашении упомянут развитие инфраструктурных проектов в иранских портах, это будет уже тревожным звонком для тех, кто не хочет видеть китайские ВС у берегов Аравийского полуострова. Тогда противникам КНР придётся основательно корректировать свою стратегию.