Ситуация в сирийской мухафазе (провинции) Идлиб, остающейся последней подконтрольной радикальной и умеренной оппозиции, продолжает обостряться. Турецкий военный конвой, выдвинувшийся 19 августа к городу Хан-Шейхун, был атакован самолётами ВВС Сирии. Дамаск заявил о том, что действия турок — посягательство на сирийский суверенитет. Анкара, в свою очередь, обвинила сирийцев в ударах по Идлибу и гибели гражданских лиц. Подобный рост напряжённости между Турцией и Сирией вполне может привести к полномасштабному военному конфликту двух стран, допускает руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семёнов.
Сирийское новостное агентство SANA заявило, что турецкий конвой перевозил в Хан-Шейхун вооружение для «находящихся там террористов», поэтому и был атакован.
Мы решительно осуждаем это нападение, которое противоречит существующим соглашениям с Россией, сотрудничеству и диалогу с ней, — ответило турецкое Министерство обороны.
Турция настаивает на том, что в зоне деэскалации военные и ополчение Асада продолжают боевые действия, жертвами которых за летние месяцы стало почти полтысячи человек. Речь идёт о территории провинции Идлиб и примыкающим к ним участкам Латакии, Хамы и Алеппо. После подписания Москвой и Анкарой соглашения в Сочи в сентябре 2017 года зона между позициями проправительственных сил и оппозиции была объявлена демилитаризованной. А по периметру были развёрнуты турецкие посты наблюдения (на территории оппозиции), российские и иранские.
Последние недели проправительственные силы методично продвигались к городу Хан-Шейхун — в попытке взять в кольцо один из объектов турецких военнослужащих и продолжить наступление вглубь провинции. В этом смысле логично, что Анкара перебросила в этот район новые силы, — чтобы заблокировать осуществление подобного сценария. По сообщениям региональной прессы, после ударов ВВС турецкие F-16 начали патрулировать небо Идлиба.
Последние события, связанные с ударами сирийских ВВС по турецкому конвою, вполне могут привести даже к прямому военному столкновению Дамаска и Анкары, отметил в разговоре с News.ru руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семёнов.
Очевидно, турки не собираются сдавать Хан-Шейхун и намерены создать там свою базу; хотя пока неизвестно, вошли ли они в город. Пока его удерживает оппозиция. Конечно, всё это способно серьёзно ударить по процессу, начавшемуся с достижения сочинских договорённостей по Идлибу между Россией и Турцией. Стоит напомнить, что в рамках астанинского процесса были сделаны попытки договориться о прекращении огня, однако Асад перехватил эту повестку, приняв это решение в одностороннем порядке. Если бы оно было подписано ещё Россией и Ираном, ситуация была бы сложнее. А так сирийский президент дал себе возможность сразу же нарушить режим прекращения огня.
Разумеется, подобное положение дел вызывает недоверие со стороны Турции, которая после 13 раунда переговорного процесса в Астане снизила помощь сирийской оппозиции, напоминает эксперт. В создавшихся условиях нынешнее обострение ситуации может похоронить сочинские соглашения или как минимум привести к необходимости заключения новых.
Турция не в состоянии выполнить свои обязательства по достигнутому в Сочи соглашению, она не смогла в указанные сроки уничтожить радикальную группировку «Хайат Тахрир аш-Шам» (где растворилась запрещённая в РФ «Джебхат ан-Нусра». — News.ru). Но при этом Анкара не согласна с тем, чтобы силы Асада проводили операции в Идлибе. У сирийского же президента всегда есть предлог осуществлять там активные действия — именно потому, что Турция не выполняет свои обязательства, — подчёркивает Кирилл Семёнов.
В этих условиях логично было бы вновь провести переговоры на высоком уровне между Турцией и Россией и принять по их итогам соглашение, которое было бы обязательным и для Сирии, заключает эксперт.