Последние действия США в отношении Ирана породили гипотезу о том, что между условно реформаторским и условно консервативным крылом иранского истеблишмента сокращается разрыв. События внутри Исламской Республики говорят, скорее, об обратном явлении. В стране «всплыла» даже такая забытая политическая фигура, как брат нынешнего верховного лидера – Хади Хаменеи. Не исключено, что нарастание противоречий в долгосрочной перспективе может вылиться во внутриполитические потрясения.
Хади Хаменеи, брат верховного лидера Ирана, раскритиковал нынешнее руководство Исламской Республики за экономическую и политическую ситуацию в стране, призвав политиков всех фракций принести свои извинения перед народом Исламской Республики.
Мы все несем ответственность за эту обстановку, никто не может отрицать своей роли в том, что происходит сегодня, – сказал политик.
Брата верховного лидера считают сторонником реформаторского крыла иранской политической элиты.
Сегодня мы видим, что семейственность и кумовство стали обычной практикой, – сказал Хади Хаменеи. – В стране совершается множество (экономических. – News.ru) преступлений и растрат, и нам должно быть стыдно за экономические последствия, которые они вызвали.
Наблюдатели задумываются, с чем связаны столь резкие выпады со стороны брата верховного лидера. Последние годы он практически не появлялся в публичном пространстве.
Это не единственный публичный удар за последнее время, который пытается нанести по своим оппонентам условно реформаторское крыло иранской политической элиты. Один из членов городского совета Тегерана Мортеза Альвири, который является известным оппозиционным деятелем, сообщил о передаче в судебные органы жалобы на жён двух высокопоставленных офицеров Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) – влиятельнейшей в стране военно-политической организации. По его словам, супруги известных генералов Касема Сулеймани и Али Джафари могут быть причастны к 12 эпизодам, связанным с коррупцией и кумовством. Альвири, который также является доверенным лицом иранского президента Хасана Рухани (условного реформатора и адвоката диалога с Западом), посетовал на то, что местная прокуратура даже не реагирует на подобные инциденты, хотя они требуют тщательного изучения.
Механизм принятия решений на высшем уровне, похоже, также становится полем внутриполитической борьбы. Это хорошо отражает дискуссия вокруг пары спорных парламентских законопроектов. Первый касается борьбы с финансированием терроризма, а второй – присоединения к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (Палермская конвенция). Эти инициативы, которые активно продвигались администрацией Рухани, встретили жёсткий отпор в консервативной среде. Сторонники «жёсткой линии» настаивали на том, что законотворческие проекты противоречат национальным интересам Ирана и что их ратификация будет равносильна государственной измене. Правительство утверждало, что отказ утвердить их дорого обойдётся стране, поскольку послужит поводом для усиления давления извне.
Иранские консервативные круги пытаются зайти против условных реформаторов с другой стороны. Кампания против иранских «либералов», как отмечают наблюдатели, проявляется и в призывах, адресованных министру нефти Биджану Зангене, уйти в отставку, и в неоднократных заявлениях о том, что администрация президента Рухани крайне неэффективна в своей политике, которая ведёт страну в пропасть. Важно обратить внимание и на то время, когда набирает обороты это внутриполитическое противостояние. Через девять месяцев Исламской Республике предстоят новые парламентские выборы, в результате которых должно решиться, какой политический лагерь окажется представлен в законодательном органе в большинстве. Весьма интересно, что приближаются и президентские выборы (намечены на июнь 2021 года), которые уже вызвали дебаты о том, кто заменит Рухани.
В ходе одной из своих последних публичных встреч верховный лидер Али Хаменели посоветовал группе студентов приготовиться к «появлению (президентской. – News.ru) администрации, которая будет сформирована молодыми силами с мощными революционными обязательствами». Это было расценено аналитиками как намёк на то, что нынешний президент республики покинет своё кресло, и условные консерваторы возьмут верх. Однако интересно, способны ли сторонники «жёсткой линии» пустить в ход против своих противников жёсткие методы.