Иранская военно-политическая организация Корпус стражей Исламской революции (КСИР) вступила в контакт с исламистской организацией «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ) с тем, чтобы наметить возможные области сотрудничества. Как сообщили западные СМИ, стороны договорились о необходимости сплотиться для более активного участия в йеменском конфликте, чтобы противодействовать общему врагу — Саудовской Аравии.
О том, что военные представители преимущественно шиитского государства встречались с членами суннитской организации, сообщило издание Intercept со ссылкой на разведдокументы иранского Министерства информации и национальной безопасности (MOIS). Встреча КСИР и «Братьев-мусульман» проходила на турецкой территории. Представители «Братьев-мусульман» в ходе переговоров предложили работать против Саудовской Аравии как «общего врага», говорится в донесениях. Информатор MOIS утверждает, что участники переговоров искали возможные точки соприкосновения. «Братья-мусульмане» дали понять КСИР, что их волнует судьба Ирака в постконфликтный период. Как известно, Иран имеет большой вес в административных и разведывательных структурах республики. Не менее волнующим досье оказалась и Сирия. Однако единственным местом, где можно сработаться, был назван йеменский конфликт. Повстанцы-хуситы рассматриваются международным сообществом как сателлиты Ирана.
Турция была выбрана в качестве площадки для переговоров, потому что она — одна из немногих стран, которая имеет рабочие отношения и с Ираном, и с «Братьями-мусульманами». Однако, согласно данным MOIS, турецкая сторона отказала в визе командиру подразделения «Кудс» в составе КСИР генерал-майору Касему Сулеймани для участия во встрече, потому что тогда она ещё заботилась о своей репутации на Западе. Тем не менее на переговорах присутствовал заместитель Сулеймани — Абу Хуссейн. В сообщении разведки говорится, что во встрече приняло участие высшее руководство «Братьев-мусульман», в том числе Ибрагим Мунир Мустафа, Махмуд эль-Абиари и Юсеф Мустафа Нада. Последний отрицал факт проведения переговоров в публичных заявлениях. Стоит заметить, что Нада подозревается в причастности к финансированию «Аль-Каиды» (запрещена в РФ). Помимо этого, на переговорах присутствовал агент MOIS, который также выступил координатором этого «собрания». Именно он документировал содержание переговоров для разведки Тегерана.
Участники переговоров со стороны «Братьев-мусульман» признали, что различия между Ираном как символом шиитского мира и исламистской организацией как представителем суннитского мира бесспорны, однако они подчеркнули, что «необходимо сосредоточить внимание на совместных областях для сотрудничества». По словам представителей «Братьев-мусульман», одной из самых важных вещей, которую разделяют стороны, является ненависть к Саудовской Аравии. Арабские обозреватели делают вывод, что встреча, как кажется, не определила других направлений для совместной работы кроме Йемена. Единственное, «Братья-мусульмане» убедили КСИР держаться подальше от Египта, очевидно, из-за опасений, что иранское вмешательство может подорвать авторитет исламистской организации в борьбе против правительства Арабской Республики.
Сотрудничество Ирана с «Братьями-мусульманами» насчитывает несколько десятилетий, и первые контакты были зафиксированы между шиитскими исламистами и ассоциацией ещё до образования Исламской Республики Иран в 1979 году. Дополнительный толчок они получили после событий «арабской весны» и сейчас довольно тесно замыкаются на ХАМАС. Проиранская «Хезболла» за счёт более развитого военного крыла играла первую скрипку в отношениях с доминирующей в секторе Газа группировкой, которая сейчас через иранских посредников налаживает отношения с сирийским правительством и тем самым усиливает «ось сопротивления».
Нынешняя попытка «Братьев-мусульман» контактировать с КСИР с прицелом на антисаудовское противостояние отчасти лежит на совести США, намекают западные наблюдатели. Критический подход администрации президента Дональда Трампа к проблеме исламистской организации, например, критиковал убитый саудовский журналист Джамаль Хашогги. Некоторые эксперты выступали и против желания Белого дома назвать «Братьев-мусульман» террористической организацией. Бывший сотрудник Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Нед Прайс утверждает: то, что Вашингтон так и не внёс организацию в чёрные списки, говорит о том, что возможно, прагматичный подход к проблеме «Братьев-мусульман» возобладал. Внесение «Братьев» в списки запрещённых организаций может повлиять на отношение с теми странами, на которые исламистская организация оказывает влияние, утверждает бывший представитель американского разведсообщества. Однако то, есть ли у США стратегическое видение того, как предотвратить альянс между «Братьями-мусульманами» и Ираном, пока остаётся тайной.