Глава МИД Палестины: идея США о «сделке века» наивна

Ближний Восток 17 апреля, 2019 / 11:02

Глава МИД Палестины Рияд аль-Малики в ходе своего визита в Москву дал эксклюзивное интервью порталу News.ru, в котором рассказал о своих переговорах с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, оценил перспективы продвигаемой президентом США Дональдом Трампом «сделки века» и возможности примирения ФАТХ и ХАМАС.

— Господин министр, на днях вы встречались со своим коллегой Сергеем Лавровым. Какие вопросы обсуждались?

— Мы обсуждали много вопросов. Один из них — это наши двусторонние отношения. Мы провели их ревизию и пришли к выводу о том, что они находятся в хорошем состоянии. Конечно, нам необходимо развивать их экономический аспект, в частности, взаимодействие в рамках двусторонней комиссии (по торгово-экономическому сотрудничеству. — News.ru). Также обсуждался вопрос российских инвестиций в экономику Палестины и готовящийся визит российских бизнесменов в нашу страну. В то же время мы говорили о ситуации «на земле» и действиях Израиля по подрыву мирных переговоров и предотвращению создания независимого государства Палестина в соответствие с двухгосударственным решением посредством принятия определённых законов в Кнессете (парламент Израиля. — News.ru), конфискации палестинских земель и так далее. Кроме того, американской администрацией был предпринят ряд таких действий в отношении Израиля, как, например, признание Иерусалима столицей (Израиля), перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, признание Голанских высот территорией Израиля. Сейчас премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил о суверенитете Израиля над рядом территорий на Западном берегу реки Иордан. Ещё одна проблема, которую мы обсуждали, это поведение нынешней администрации США. Действия американцев, направленные против палестинского народа, и уже упомянутые мной шаги, а также сокращение финансирования БАПОР (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ. — News.ru), направлены на то, чтобы подчеркнуть, что американцы заняли определённую сторону, их поведение демонстрирует полную приверженность Израилю. Также мы говорили с Сергеем Лавровым о продвигаемой сейчас американцами «сделке века» и о том, что мы все — палестинцы, русские, международное сообщество — можем предпринять, когда эта «сделка века» будет озвучена и насколько её содержание будет соответствовать ожиданиям всех нас. То, что я услышал от Сергея, было очень важно. Он заявил о поддержке Россией Палестины и её курса, а также о том, что они будут поддерживать нас во всех наших действиях и шагах, которые мы предпримем, чтобы противостоять тем угрозам, которые будут исходить от Израиля и США. Так что я могу сказать, что наша встреча с господином Лавровым была хорошей, очень позитивной и воодушевляющей. Мы даже говорили о возможности визита моего президента в Россию для встречи с его коллегой президентом Путиным. Позднее нам необходимо будет обсудить по дипломатическим каналам, когда наступит лучшее время для такого визита. Кроме того, мы обсуждали тот факт, что президент Путин всё ещё заинтересован в проведении встречи глав Израиля и Палестины. Мы всё ещё готовы участвовать в такой встрече, если последует приглашение. Для нас это не проблема, мы доверяем Путину. Если Путин верит, что такая встреча сильно поможет мирному процессу и перезапуску прямых переговоров с Израилем, то для нас нет никакой проблемы. Мы готовы участвовать.

Фото: Алексей Куденко/РИА НовостиМинистр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Государства Палестина Рияд аль-Малики на пресс-конференции по итогам встречи в Москве.

— Затрагивали ли вы вопрос о том, что Израиль готовится заморозить выплату Палестине налоговых отчислений в размере 138 млн долларов? Ранее премьер-министр Палестины Мухаммед Штайе призывал Россию помочь решить эту проблему. Последовали ли от Сергея Лаврова какие-то серьёзные предложения?

— Я не могу разглашать детали, но готов сказать, что да, мы затрагивали в беседе различные действия Израиля, направленные против палестинцев, не только в вопросе поселенческой деятельности и конфискации земель, но и по вопросу удержания наших денег под различными предлогами. Он в курсе происходящего. Конечно, мы ожидаем, что Россия убедит Израиль в том, что то, что он делает, является нарушением международного права и чистой кражей денег, которые принадлежат не им, а палестинскому народу. В любом случае мы обменялись взглядами по этому вопросу, как и по многим другим.

— По вашему мнению, достаточно ли у России политической силы, чтобы склонить Израиль к переговорам? Ведь даже если мы говорим о российской инициативе о прямых переговорах между Аббасом и Нетаньяху в Москве, то она была впервые озвучена ещё несколько лет назад, но никаких позитивных подвижек так и нет. Израиль отказывается от этой встречи.

Фото: Yousef Masoud/Global Look Press

— Вы знаете, я бы не сказал, что у России нет политического влияния. Россия — это Россия. Все прекрасно знают роль, влияние и силу России. Я говорю не о военной, а о политической силе. Россия — постоянный член Совета Безопасности ООН и может препятствовать принятию резолюций, которые не вписываются в её позицию. При этом она до сих пор пользуется поддержкой большого числа стран и наций и может мобилизовать большую силу. Так что никто не должен недооценивать или преуменьшать влияние России. Конечно, президент Трамп пытается всё захватить, прессуя одни страны, посредничая другим, но это не тот тип поведения, который свойственен России. И в этом большая разница. Ответственное поведение такой страны как Россия и безответственное поведение такой страны как США очень важно. Именно поэтому Россия приобрела большее уважение, а Соединённые Штаты из-за своего поведения его во многом потеряли. Нам важно, что мы знаем, что Россия с нами и она нас поддерживает. Это действительно важно. В то же время мы знаем, что у президента Путина очень хорошие рабочие отношения с премьер-министром Израиля. Они во много координируются, особенно если дело касается Сирии. Мы верим, что такие хорошие рабочие отношения каким-то образом пересекутся с политическими вопросами.

— И тем не менее США защищают интересы Израиля в палестино-израильском урегулировании. Если мы говорим о той же «сделке века», известны ли вам какие-то её аспекты?

— Нет, мне всё равно. Сделка мне неинтересна. Но в то же время я могу кое-что объяснить. Президент Трамп начал говорить об этой «сделке века» с того момента, как занял свой пост и привлёк к работе над палестино-израильским урегулированием своего зятя Джареда Кушнера, специального представителя Белого дома на международных переговорах по ближневосточному урегулированию Джейсона Гринблатта и посла США в Израиле Дэвида Фридмана. Сразу же после того, как они приступили к его разработке, мы увидели, что Трамп признал Иерусалим столицей Израиля. Потом Гринблатт с поддержки Трампа решил перенести посольство из Тель-Авива в Иерусалим. Затем Трамп решил закрыть наше представительство в Вашингтоне, а потом и сократить финансирование БАПОР и палестинской администрации, палестинских госпиталей в Иерусалиме. Если это всё не часть «сделки века», то что же это тогда? Все эти действия были предприняты в рамках существующего плана. Американцы поняли с самого начала, что ни одна страна в мире кроме Израиля не поддержит «сделку века». Поэтому они решили воплощать её пошагово, одновременно наблюдая за реакцией арабского мира и всего международного сообщества. Мы уже достигли конечной точки этой сделки, когда Нетаньяху заявил о намерении аннексировать Западный берег. Трамп признает эту аннексию, а потом скажет, что если палестинцы хотят своё государство, то могут основать его в Газе. После того как США полностью завершат все политические шаги, они попытаются склонить нас и арабский мир к этому, попытавшись дать нам финансовую компенсацию за всё то, что мы потеряли. Они не понимают, что нельзя купить землю, особенно если она является частью твоей территории, истории и культуры. Никто из палестинцев не примет отказ от мечты сделать Иерусалим своей столицей взамен на миллионы долларов. Соединённые Штаты очень наивны, если считают, что такой подход может сработать. Этот план не пройдёт. Именно поэтому последние 2,5 года они всё откладывают объявление условий сделки. США очень боятся, что весь мир посмеётся над ними.

Фото: Chris Kleponis/Global Look Press

— Тем не менее в СМИ проходят сообщения о том, что Иордания, Египет и Ливан ознакомлены с содержанием сделки и готовятся согласиться на её условия.

— Это просто неправда. Я могу вас заверить, что ни одна страна, включая упомянутые вами, не согласится на эту идею.

— Если мы говорим о палестино-израильском урегулировании, то «ближневосточный квартет» международных посредников провалился, а «сделка века» так и не озвучена. Какой формат, на ваш взгляд, мог бы занять место «квартета» и нужен ли новый формат?

— В феврале прошлого года мой президент Махмуд Аббас представил своё предложение палестинского видения мира в Совете Безопасности ООН. Он сказал, что мы хотели бы созвать международную конференцию по урегулированию, чтобы создать международную коллективную платформу стран, которые возьмут на себя всю ответственность за подготовку к переговорам. При этом он подчеркнул, что мы не можем полагаться на США, поскольку они совершенно предвзяты. Этот формат мог бы включать в себя постоянных членов Совета Безопасности ООН, стать «квартетом плюс», главное, чтобы США не были единственными в нём. Кроме того, международная конференция должна быть основана на международном праве, резолюциях Генассамблеи и СБ ООН и арабской мирной инициативе. Также стороны конфликта должны воздержаться от неконструктивных шагов. На конференции должны быть определены временные рамки и финальный результат, к которому мы должны прийти. Для нас это окончание оккупации и создание независимого палестинского государства в рамках двухгосударственного решения. Так что сейчас есть два предложения: с одной стороны американская «сделка века», а с другой международная конференция. Мы работаем над тем, чтобы получить поддержку как можно большего числа стран.

Фото: Li Muzi/Global Look PressПрезидент Палестины Махмуд Аббас выступает на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Ближнем Востоке в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке

— И тем не менее эта конференция так и не созвана. Что этому препятствует?

— Когда мой президент озвучил нашу идею, остальные страны сказали: «Хорошо, но сначала мы подождем „сделку века“». Если её скоро объявят и она всех разочарует, то все пути будут открыты для продвижения нашей идеи.

— А если идея Трампа никакого не разочарует?

— Она разочарует. Тот факт, что Иерусалим не является её частью, уже разочаровывает.

— Касательно ситуации внутри Палестины: как продвигается процесс примирения между ФАТХ и ХАМАС?

— В прошлом было много попыток примирения, египтяне прилагали усилия, но все они провалились. Сейчас Египет решил возобновить свои попытки. Президент Аббас позавчера отправил делегацию в Каир, чтобы обсудить этот вопрос. Это показывает, что мы всё ещё привержены процессу примирения и хотим преодолеть существующую проблему. Встреча, которая прошла в прошлом месяце в Москве, конечно, провалилась, но благодаря ей на этом треке началось определённое движение. Возможно, русские возобновят свои усилия, но основной вклад должен внести Египет, поскольку у него есть на это мандат. С нашей точки зрения, продолжающийся раскол наносит вред всему палестинскому курсу. К сожалению, это зависит не только от нас, ведь ХАМАС выступает против любой формы воссоединения. Кроме того, ряд стран выделяют существенную финансовую помощь ХАМАС, и эти деньги поступают через Израиль. Сам Нетаньяху говорит о том, что ему на руку раскол между ФАТХ и ХАМАС. Именно поэтому мы должны усилить наши действия на пути примирения. Мы надеемся, что ХАМАС согласится сесть за стол переговоров и обсудить существующие разногласия. К сожалению, он пока не готов.

— Насколько я знаю, в настоящее время Египет также выступает посредником между Израилем и ХАМАС для урегулирования ситуации в секторе Газа и установления режима прекращения огня.

— Да, Египет помогает в установлении перемирия, что не идёт в разрез с идеей о примирении ФАТХ и ХАМАС. Президент Египта Абдель-Фаттах ас-Сиси поручил своим людям установить контакты с ХАМАС и по этому вопросу, чтобы попытаться склонить их к переговорам с нами и стать частью администрации, возглавляемой Аббасом.