Израиль обязался до конца священного исламского месяца Рамадана (заканчивается вечером 20 апреля) не допускать кого-либо, кроме мусульман, на территорию Храмового комплекса в Иерусалиме, чтобы избежать дальнейшего роста напряженности. Впрочем, не факт, что это поможет наладить отношения с мусульманами: напряжение между Израилем и его соседями по-прежнему сохраняется после недавних штурмов мечети Аль-Акса израильскими силами безопасности и ответных запусков ракет из Газы, Ливана и Сирии. NEWS.ru связался с главой управления ХАМАС (Исламское движение сопротивления, контролирующее сектор Газа) по международным делам Мусой Абу Марзуком, чтобы узнать, на каких условиях возможно примирение между сторонами.
Муса Абу Марзук — высокопоставленный член политбюро ХАМАС, который играет ключевую роль в принятии политических решений внутри организации и рассматривается как возможный преемник нынешнего руководителя движения Исмаила Ханиии. Он присоединился к ХАМАС в конце 1980-х годов, а в 1991 году возглавил политбюро организации и стал заместителем шейха Ахмеда Ясина — одного из основателей и главных идеологов движения.
В 1995 году Абу Марзук был арестован в США и провел три года в тюрьме. После освобождения он отправился в Иорданию где его принял бывший король страны Хуссейн ибн Талал. Вскоре Абу Марзук стал ответственным за связи ХАМАС с иностранными государствами.
Абу Марзук считается умеренным членом ХАМАС и выступает за мирное решение конфликта между палестинцами и израильтянами, хотя часто резко высказывается в адрес США, Израиля и их союзников, а также поддерживает право ХАМАС на защиту и борьбу за освобождение Палестины.
Одно из ключевых достижений Марзука — заключение в 2011 году договоренности с ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины) о прекращении вражды и объединении в единую Палестинскую национальную власть.
— Господин Абу Марзук, конфликт традиционно обостряется в период Рамадана, и этот год не стал исключением. Почему в месяц мусульманского поста вспыхивает насилие?
— Раньше всегда считалось, что исламский священный месяц Рамадан — время для поклонения, сближения с Аллахом, спокойствия и тишины. Но попытками взять под контроль мечеть Аль-Акса и изменить статус-кво израильтяне каждый раз превращают его в месяц напряженности. Весь мир в очередной раз видел, как оккупационные солдаты врывались в мечеть Аль-Акса и жестоко избивали верующих, арестовывая сотни невинных людей.
Хочу напомнить, что конфликт сейчас происходит не только между Израилем и ХАМАС. Есть созданное Великобританией «сионистское образование» Израиль, которому страны Запада, в первую очередь Соединенные Штаты, оказывают международную поддержку в политическом и военном плане. Но с другой стороны находится не только палестинский народ, как принято считать. Рядом с палестинцами стоят миллионы арабов и миллиарды мусульман со всего мира, для которых нападения на Аль-Аксу равносильны посягательству на ислам.
— Израиль запретил немусульманам приближаться к Аль-Аксе до конца Рамадана. Это снизило напряженность в палестинском обществе?
— Штурмы Аль-Аксы происходили одновременно с другими нарушениями и ограничениями, причем не только против мусульман. Сейчас Израиль переключился и провоцирует палестинских христиан. Так, сионистские силы препятствуют доступу христиан из сектора Газа к христианским святыням в Иерусалиме для празднования Пасхи. Не прекратились и постоянные израильские вторжения в палестинские города, из-за которых палестинские матери оплакивают десятки мучеников с начала года.
Учитывая нынешние темпы, 2023 год может стать рекордным по количеству убитых сынов и дочерей палестинского народа. И это при том, что мы не находимся в состоянии войны с Израилем. Лишь внутренние споры в Израиле вокруг судебной реформы, похоже, заставляют политиков избегать войны в секторе Газа.
— После запуска ракет из Газы, Ливана и Сирии напряженность в регионе подошла к критической точке. Западные СМИ писали, что это — практически начало войны против Израиля...
— Любой объективный наблюдатель, который следит за новостями, знает, что ракеты запустили не просто так. Только с начала этого года Израиль убил 96 палестинцев. Тем временем ракеты, о которых идет речь... Поверьте мне, израильские СМИ сильно преувеличивают данные об ущербе и о количестве жертв. Вопреки израильским заявлениям я знаю, что от этих ракет на самом деле никто не погиб (по версии Израиля, от обстрелов 6 апреля пострадали 3 человека. — NEWS.ru).
Преувеличивая урон от ракетных пусков, Израиль пытается изобразить из себя невинную жертву.
— Если ситуация выйдет из-под контроля, каковы планы ХАМАС? Есть ли у организации ресурсы для противостояния?
— Мы не хотим, чтобы последние события и существующие противоречия переросли во всеобъемлющую военную эскалацию. Но если Израиль снова навяжет агрессию против Палестины и ее народа где и когда бы то ни было, то мы вместе со всем нашим народом будем сопротивляться и защищаться.
Израильская военная машина никогда не сломит нашу волю. Мы восстановим свои права и не откажемся от наших надежд на освобождение и возвращение на наши земли.
— Какие пути выхода из нынешнего кризиса вы видите?
— Решение заключается в том, чтобы положить оккупации конец. Только тогда в регион наконец вернутся мир и стабильность. Поддерживают Израиль лишь те, кто с помощью тесных связей с ним пытается сохранить свою глобальную гегемонию.
ХАМАС — крупнейшее палестинское движение, и мы не будем безучастно стоять и смотреть на преступления оккупации. Мы защищаем наш народ сейчас, и мы будем продолжать это делать, пока не вернем себе всё, что у нас забрали.