Официальное признание того, что авиалайнер Boeing 737 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) был сбит иранской ракетой, грозит вызвать проблемы у официального Тегерана. И речь не только о возможных «штрафных» мерах — ситуация может привести к тому, что международное сообщество заблокирует попытки Исламской Республики обновить своё вооружение.
Администрация президента США Дональда Трампа заявила, что не знает, почему Boeing 737 потерпел крушение в день ответных ударов Корпуса стражей Исламской революции по американским военным объектам в Ираке. Госсекретарь США Майкл Помпео заявил в эфире телеканала Fox News, что «видел лишь сообщения».
Я только могу сказать, что нам нужно докопаться до сути очень-очень быстро, — сказал Помпео. — Необходимо выяснить причины. Возможно, это техническая неисправность. Однако нам нужно знать, не было ли здесь чего-то более зловещего. Проводится расследование. Я надеюсь, что иранцы в полной мере будут сотрудничать.
Впрочем то, что официально не хотят говорить США, за них говорят их союзники. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что Оттава располагает информацией, полученной от спецслужб, что украинский авиалайнер вскоре после взлёта был сбит иранской ракетой класса «земля — воздух». При этом Трюдо отметил, что самолёт мог попасть под удар случайно. Канадский премьер провёл с украинским президентом Владимиром Зеленским телефонный разговор, в центре внимания которого была катастрофа под Тегераном — лидеры двух стран выразили соболезнования родным и близким погибших.
Они согласились тесно сотрудничать с тем, чтобы обеспечить проведение тщательного расследования по установлению причин катастрофы, — отмечается в сообщении пресс-службы главы кабмина Канады.
Иран, в свою очередь, резко осудил обвинения в том, что якобы ракеты его средств ПВО стали причиной крушения Boeing 737 под Тегераном. В частности, официальный представитель правительства Исламской Республики Али Рабии выразил сожаление, что «психологическая манипуляция правительства США и тех, кто осознанно или неосознанно её поддерживает, только добавляет горя лишившимся родных». Он подчеркнул, что настаивая на «ракетной» версии случившегося, США преследуют собственные цели.
Руководитель Организации гражданской авиации Ирана Али Абедзаде, в свою очередь, опроверг возможность ракетного удара по потерпевшему крушение самолёту. Правительство Ирана направило в адрес Международной организации гражданской авиации (ИКАО) официальное уведомление и предварительный отчёт о катастрофе самолёта МАУ.
Наблюдатели допускают, что пассажирский лайнер мог быть сбит из ЗРК «Тор», который Россия продала иранской стороне в середине нулевых, чем вызвала резкую критику США. Официальные выводы или уверенное заявление властей Украины по поводу того, что лайнер МАУ попал под удар зенитной ракеты, могут усложнить модернизацию и обновление иранских арсеналов, когда срок оружейного эмбарго ООН подойдёт к концу. По условиям договора, оружейное эмбарго в октябре 2020 года должен снять Совбез ООН, однако многие сомневаются в том, что это произойдёт с учётом права вето, которым обладает американская сторона, полностью отвергающая условия ядерной сделки.
Иран мог рассчитывать только на Россию и Китай в деле модернизации и закупки вооружений и военной техники. В ноябре 2019 года Разведывательное управление Министерства обороны (РУМО) США выражало уверенность, что руководство Исламской Республики заинтересовано в приобретении у Москвы истребителей, танков, ЗРС С-400 и береговых ракетных комплексов «Бастион». В докладе ведомства чётко отмечалось: Иран не сможет самостоятельно качественно улучшить парки и арсеналы указанной номенклатуры вооружений. В случае если вина Исламской Республики за крушение лайнера будет признана, интригой будет то, согласится ли российская сторона обеспечить её вооружениями. Положительный ответ на этот вопрос будет означать новый повод для санкций в отношении Москвы.