Пандемия коронавируса нового типа может привести США и Иран к заключению гуманитарной сделки. Администрация президента Дональда Трампа предлагает Тегерану помощь в борьбе с распространением COVID-19, однако на своих условиях. По словам её представителей, иранское руководство оценивает эту задумку. Вполне вероятно, что это даст импульс для активизации каналов обратной связи и по другим вопросам.
На своём регулярном брифинге госсекретарь Майкл Помпео повторил предложение о том, что его страна готова помочь иранскому руководству «различными способами» в борьбе с пандемией.
У нас (с Ираном. — NEWS.ru) существует открытый гуманитарный канал для помощи законным сделкам, — обратил внимание госсекретарь. — Мы, к примеру, помогаем МАГАТЭ, ядерному наблюдателю, их инспекторам, которые пытаются добиться того, чтобы Иран продолжал соблюдать Договор о нераспространении ядерного оружия.
Вместе с тем шеф американской дипломатии потребовал от Ирана «немедленно освободить всех незаконно задержанных американцев, содержащихся на территории этой страны». Отвечая на уточняющий вопрос журналистов, Помпео заявил, что руководство Исламской Республики всерьёз обдумывает это решение.
О том, что власти республики действительно могут принять соответствующее решение, пишет и Radio Farda. Поводом ожидать, что это произойдёт, стал тот факт, что Тегеран несколько дней назад освободил гражданку Великобритании Назанин Загари-Рэтклифф, которая с 2016 года отбывала пятилетний срок заключения по фиктивному обвинению в организации оппозиционных выступлений. Освобождение, как сообщалось, носит временный характер из-за коронавируса, а на обвиняемую надет браслет: Назанин запрещено отходить от дома родителей в Тегеране более чем на 300 метров. Её супруг Ричард Рэтклифф настаивает теперь на том, чтобы освобождение превратилось в окончательное.
Обсуждается ли что-то за закрытыми дверями между Ираном и его западными визави, остаётся только догадываться. Каналами обратной связи, как правило, служат другие государства, такие как Кувейт, Ирак или Швейцария. На минувшей неделе швейцарский посол в Тегеране был вызван в МИД Исламской Республики после того, как американские самолёты атаковали поддерживаемых Ираном ополченцев на границе между Ираком и Сирией. Не исключено, что с ним могли обсуждаться и другие темы. Утверждалось, что в швейцарском посольстве в Тегеране есть специальный шифровальный факс, который служит для передачи сообщений между США и Ираном. Американская газета Wall Street Journal называла этот «девайс» «самым долго используемым средством обмена сигналами с иранским руководством со времён Исламской революции».
Повод ожидать, что Тегеран примет в каком-то виде (чтобы сохранить лицо) американские предложения о помощи, даёт плачевная ситуация, в которой оказалась Исламская Республика на фоне распространения коронавируса.
Управляющий Центральным банком Ирана Абдольнассер Хеммати обратился накануне к Международному валютному фонду (МВФ) с просьбой предоставить иранской стороне кредит в размере $5 млрд. Хеммати объяснил, что иранскому руководству необходимы такие средства для борьбы со вспышкой COVID-19. Наблюдатели отмечают, что это произошло первый раз за десятилетия. Иранский министр здравоохранения Саид Намаки, в свою очередь, публично заявлял, что его министерству необходимо 250 млн евро для обеспечения государства необходимыми медикаментами, чтобы справиться со вспышкой, в результате которой погибли сотни человек, согласно независимым оценкам.
Символические удары Ирана по американским базам в Ираке в ответ на убийство генерала Касема Сулеймани в январе этого года говорят о том, что ситуативно Вашингтон и Тегеран могут находить общий язык. Тем более, что сейчас, кажется, у иранского руководства просто нет другого выбора.