Военнослужащие Великобритании на протяжении десятилетий обучали саудовцев сохранению «внутренней безопасности». Специальная военная программа предполагает включение британских бойцов в ряды саудовской Национальной гвардии, которая фактически обеспечивает охрану жизни первых лиц королевства. Однако субординационная, этическая и финансовая стороны таких «контактов» могут вызвать серьёзные вопросы в Британии.
Британская военная миссия (БВМ) при Национальной гвардии Саудовской Аравии, которая фактически существует с середины прошлого века, обучает гвардейцев правящего дома противостоять переворотам. В этом году британская исполнительная власть отчиталась перед Вестминстером, что всего в Нацгвардию «интегрированы» 10 военных из Соединённого Королевства. Есть данные, что их число может колебаться. Согласно отчётам правительства Великобритании, все участвующие в БВМ британцы базируются в «гвардейской» штаб-квартире в Эр-Рияде. По словам представителей британской исполнительной власти, весь военный персонал «остаётся под командованием и контролем Великобритании». Однако новая информация, появившаяся в прессе Соединённого Королевства, говорит о том, что цепочка командования может выглядеть несколько иначе.
Национальная гвардия Саудовской Аравии, как известно, стоит особняком от армейской элиты королевства. Подразделение состоит, как правило, из представителей основных племён, населяющих Саудовскую Аравию, лояльных дому Саудов ещё с того самого момента, как начало существовать их государство. Среди них — мутайяр, шаммар, отайба, аназа и другие племенные конфедерации, населяющие не только саудовское королевство, но другие страны Ближневосточного региона. За свою абсолютную верность Нацгвардия в течение продолжительного времени имела полную независимость и особые привилегии. Некоторые из них были даны и лидерам тех племён, которые формируют эту силу. Впрочем, в 2018 году появились данные, что наследный принц Мухаммед, открывший охоту на тех, кого он счёл опасным для устойчивости своей власти, посчитал нужным отнять эти привилегии. Конфликт между Мухаммедом и племенами был урегулирован не без помощи монарха — Салмана.
Характер субординации в рамках БВМ стал известен благодаря внутренним документам британского посольства в Эр-Рияде. Так, британская дипломатическая миссия в 2012 году признавала, что военные, участвующие в миссии, «получают приказы непосредственно от Его Королевского Высочества принца Митеба» — ключевого претендента на саудовский престол, который подвергся репрессиям со стороны принца Мухаммеда в 2017 году. Документация посольства называлась «От королевства к королевству» и предназначалась исключительно для британского правительства. В этих документах дипломатическая миссия Соединённого Королевства даже называла британских военнослужащих «членами Национальной гвардии Саудовской Аравии», а не советниками или инструкторами, как это обычно принято в подобных ситуациях. Британское Министерство обороны назвало эту информацию вводящей в заблуждение.
Тем не менее журналисты разыскали документ от 1983 года, озаглавленный как «Директива для командующего, БВМ при Национальной гвардии Саудовской Аравии», в котором говорится: несмотря на то, что командир миссии формально подотчётен главе Генштаба ВС Великобритании, члены БВМ подчиняются приказам назначенных начальников из Национальной гвардии. Министерство обороны Британии заявляло, что прикомандированные британские военнослужащие «работают так, как если бы они были персоналом принимающей страны, подчиняясь цепочке командования этой страны». Впрочем, отвечая на запрос журналистов, британское оборонное ведомство сообщило, что его предыдущие утверждения вводят в заблуждение: они не относятся ко всем программам прикомандирования. Масла в огонь добавляют найденные документы от 1963 года, которые показывают, что тогдашний саудовский король Абдалла хотел контролировать британских военных. В засекреченных британских документах, в частности, говорится про полную «исполнительную ответственность, включая оперативное командование».
Финансовые аспекты БВМ также выглядят спорно. Программа оплачивается саудовским режимом, но через «чёрную кассу». Министерство финансов Великобритании ранее сообщило, что степень финансирования БВМ остаётся «конфиденциальной для двух правительств». БВМ не упоминается на официальном сайте правительства Великобритании, а британские силы в Саудовской Аравии не раскрываются в последнем годовом отчёте Министерства обороны. Спорным участие британцев в подобной программе остаётся ещё и потому, что Саудовская Аравия по-своему понимает термин «внутренняя безопасность». В одном из британских документов 1973 года отмечается, что миссия Национальной гвардии — «сражаться в защиту королевства и поддерживать закон и порядок». В том же году британский военный атташе в Саудовской Аравии отмечал, что гвардия принимает «контрмеры» в тех районах, которые «уязвимы для диверсий и угроз со стороны диссидентов или других подрывных элементов». Это снимает все вопросы, почему Эр-Рияд так и не столкнулся с жёстким ответом ни за войну в Йемене, ни за убийство Джамаля Хашогги.