Белоруссия подключается к спасению Асада

Ближний Восток 18 ноября, 2019 / 19:05

Генеральная компания Сирии по фосфатам и рудникам сообщила, что она находится в процессе согласования с белорусской стороной компенсационной сделки. По её условиям Дамаск получит тяжёлое оборудование в обмен на фосфатное сырьё. Такие контракты между Сирией и Белоруссией имели место и до гражданской войны. Допустимо предположить, что теперь экспортом фосфатов займётся «дочка» компании Геннадия Тимченко, который считается бизнесменом из ближайшего круга российского президента.

О том, что между компанией БелАЗ и сирийцами заключена сделка, сообщили арабские СМИ. В Сирию, как ожидается, поставят оборудование на 7 млрд сирийских фунтов. По словам одного из менеджеров генеральной компании Сирии по фосфатам и рудникам Башира Мансура, первые поставки могут стартовать уже в начале 2020 года. Сейчас сирийская сторона, как следует из официальных заявлений, пытается восстановить добычу фосфатов, ущерб которой нанесли боевые действия. Крупнейшими шахтами считаются Хнейфис (60 км от Пальмиры) и аль-Шаркия (в 45 км от Пальмиры). Докризисный суммарный уровень их добычи составлял 3,5 млн тонн в год. Причём 3 млн тонн шли на экспорт. Сейчас официальный Дамаск хотел бы вернуться к тем показателям добычи и экспорта, которые существовали до начала гражданской войны.

Фото: belaz.by

Выбор Белоруссии в качестве страны-импортёра неудивителен. За несколько лет до начала вооружённого конфликта в Сирии стороны уже заключали сделку компенсационного характера. Правда, тогда в обмен на фосфатное сырьё Минск договорился снабжать Дамаск дизельным топливом: обмен, как утверждалось тогда, должен был разрешить потребности рынков двух стран. Сирийское правительство утверждало, что переход на бартерные схемы никак не связан с финансовой неустойчивостью. Тогда предлагались и иные компенсационные схемы. Например, поставки горячекатаных труб для нефтяных и газовых скважин Арабской Республики в обмен на поставки алюминия и хлопка. Тогдашний премьер-министр Сирии Наджи аль-Отри обращал внимание на то, что его страна нуждается в дизтопливе, в то время как Белоруссия — в фосфатном сырье. Вероятно, потребность в фосфатах Минск не утратил.

Не исключено, что экспортом сырья будут заниматься россияне. Британская Financial Times в сентябре этого года сообщала, что право на добычу фосфатов и на эксплуатацию порта Тартус для их транзита за границу получила «дочка» «Стройтрансгаза» — «Стройтрансгаз-логистика» миллиардера Геннадия Тимченко. Официальные представители «Стройтрансгаза» отрицают, что у компании есть действующие контракты на территории Арабской Республики. Однако, как указывают в арабской прессе, первые договорённости с властями Сирии у российской компании появились ещё несколько лет назад. Тогда, по этим данным, накануне операции по освобождению месторождений в Тартус прибыли российские суда с оборудованием для добычи и производства фосфатов. А летом 2017 года Главное управление геологии и минеральных ресурсов Сирии официально сообщало, что «Стройтрансгаз» начал работы по восстановлению крупнейших в стране фосфатных разработок неподалёку от Пальмиры.

Фото: Ammar Safarjalani/Xinhua/Global Look PressПальмира

Как известно, на фосфаты не распространяются санкции США, ЕС и ООН, наложенные на Сирию. Однако принадлежность сирийских компаний делает любые связи с ними автоматически токсичными. До войны пятая часть фосфорного сырья приходилась на импорт в страны ЕС. Теперь же подобные отношения могут вызвать справедливое недоумение Брюсселя. После того, как в 2018 году стало известно, что фосфаты, которыми якобы занимается российский «Стройтрансгаз», достигают греческих берегов, у Европейского парламента возникли вопросы. По словам некоторых компаний, которые ведут дела с фосфатами, во избежание бизнеса с Сирией их сотрудники называют сырой сирийский фосфат ливанским, хотя в Ливане, как известно, фосфорных рудников нет. Масштабы перемаркировки неизвестны, однако европейские данные, на которые ссылается Financial Times, показывают, что в 2018 году в Нидерланды из Ливана прибыло фосфатов на сумму €2 млн. Источники британского издания, которые занимаются таможенной очисткой грузов на границе с Сирией, говорят, что поток грузовиков, заполненных фосфатами, пересекает границу и отправляется в Ливан на регулярной основе.

Возможно, что теперь на рынке ЕС появятся «белорусские» фосфаты.