Высокопоставленный представитель сирийского правительства совершил визит в Оман, свидетельствуют данные портала об авиаперемещениях. Маскат является одной из немногих арабских столиц, которые поддерживали связи с официальным Дамаском в течение последних восьми лет на фоне острого вооружённого конфликта в Арабской Республике. Не исключено, что в рамках нынешней интенсификации дипломатических связей речь идёт о восстановлении связей между Сирией и Саудовской Аравией.
О загадочном рейсе самолёта, принадлежащего сирийскому правительству, в Маскат сообщили арабские наблюдатели со ссылкой на портал мониторинга полётов. Движение воздушного судна, которое вылетело из Дамаска, проходило через воздушное пространство Ирака, Ирана и Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ). Официальный Дамаск публично не сообщил о каком-либо визите в Оман, впрочем, как и сам султанат. Есть основания полагать, что поездка была чересчур важна, раз стороны решили сохранить конфиденциальность. В связи с этим наблюдатели обращают внимание на то, что сирийский самолёт отправился в Оман считанные дни спустя после визита главы оманского МИДа Юсефа бен Алауи в Исламскую Республику Иран (ИРИ). Контактам между Маскатом и Дамаском удивляться не приходится: в прошлом году министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем посетил Маскат с целью обсудить сирийское урегулирование.
Впрочем, важно заметить ещё и то, что перемещениям между Маскатом и Дамаском предшествовали переговоры, которые провели в Москве спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель главы МИД РФ Михаил Богданов и посол Омана в Москве Юсеф бен Исса бен Али аль-Заджали. В распространённом по этому поводу сообщении российского дипломатического ведомства говорится, что был проведён обстоятельный обмен мнениями по актуальным вопросам «дальнейшего развития традиционно дружественных российско-оманских отношений». В российском министерстве подчеркнули, что стороны обсудили «складывающуюся ситуацию на Ближнем Востоке с акцентом на положение в Сирии, Йемене и зоне Персидского залива». Отмечалось, что переговоры были проведены по просьбе главы оманской дипломатической миссии.
Султан Омана Кабус бен Саид, как известно, придерживается строгой политики невмешательства в региональные конфликты, поддерживая нормальные отношения как с ведущими членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), так и с их региональным соперником — Ираном. Юсеф бен Алауи уже посещал Дамаск в этом году — в июле, проведя обстоятельные переговоры с сирийским президентом Башаром Асадом. Шеф оманской дипломатии, как сообщалось, обсудил вопросы двусторонних отношений и региональной безопасности с главой сирийского государства. Это был второй визит, который нанёс высокопоставленный представитель султаната в Сирию с момента начала активной фазы вооружённого конфликта в этой стране. Так, министр иностранных дел Омана посещал Дамаск в 2015 году для того, чтобы обсудить возможные пути урегулирования сирийского кризиса.
Оман делал ставку на сохранение прагматичной политики в отношении Дамаска, отметил в комментарии News.ru руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семёнов.
Оман не разрывал дипломатические отношения с режимом Асада и поддерживал контакты. Муаллем посещал Оман, а бен Алауи встречался с Асадом в Дамаске. Потому ничего необычного тут нет.
Аналитик обращает внимание на то, что речь в рамках контактов между оманской и сирийской сторонами может идти о восстановлении связей между сирийским правительством и Саудовской Аравией. По словам Семёнова, пока контакты у Асада нормально налажены с Оманом, Эмиратами и Бахрейном.
Эмираты возобновили работу своего посольства в Дамаске в конце прошлого года. Выступая во время дипломатического приёма в недавно восстановленном посольстве ОАЭ в Дамаске, временный поверенный Эмиратов в сирийской столице Абдул Хаким Ибрагим ан-Наими высоко оценил «мудрую» политику Асада и заявил о приверженности Абу-Даби укреплению отношений между двумя странами. Тем не менее Саудовская Аравия пока смотрит на политику президента Асада с враждебных позиций, и вероятно, это — одна из главных проблем для политической «реабилитации» сирийского правительства.