Чемпион мира 2018 года в греко-римской борьбе Сергей Емелин в эксклюзивном интервью News.ru подвёл итоги спортивного года и рассказал о предвзятом отношении к российским борцам на международных играх.
— Вы стали дважды вторым в 2019 году: на чемпионате мира и Европе. Если подводить итоги года, что получилось, а что не вышло?
— Получилось завоевать лицензию в моём весе — это была одна из главных задач. А не вышло, к сожалению, выиграть финалы. Сейчас у нас постепенно началась подготовка к Олимпиаде. В следующем году будет сбор в горах. Можно сказать, что прошедшие и все следующие соревнования — подготовка к главному турниру для всех спортсменов.
— Как-то изменилась степень подготовки?
— Пока не могу сказать. На сборах на базе сборной под руководством тренерского штаба во главе с Гоги Когуашвили (главный тренер сборной России по греко-римской борьбе. — News.ru) будем работать. Посмотрим, какой план построят.
— Если отбросить все скандалы, происходящие вокруг российского спорта и Олимпиады в частности, то какие ожидания от главного международного турнира?
— Честно говоря, не могу ничего сказать относительно последних скандалов. Надеюсь, что Россия будет выступать под нашим флагом и не будет никаких санкций.
— А не кажется, что последние события больше похожи на изоляцию России в спортивном мире?
— Если рассматривать происходящее с точки зрения спортсмена, то всё это очень обидно. Возьмём, к примеру, лёгкую атлетику: люди всю жизнь готовятся, тренируются ради Олимпиады. А сейчас получается, что у них нет международных стартов: ни чемпионата Европы, ни мира. Зато сначала им надо получить разрешение пройти отбор, чтобы именно пофамильно разрешили ехать на Олимпийские игры, о которых они мечтали всю свою спортивную карьеру. Это, мне кажется, не просто неприятно для спортсменов, а является настоящей трагедией.
— В борцовском мире это как-то обсуждается? Интересуются борцы ситуацией у представителей других видов спорта?
— Бывает, мы пересекаемся со спортсменами из других видов спорта. У нас в борьбе такого нет, но, повторюсь, для лёгкой атлетики это всё очень актуально. Я сам из Мордовии, где сильная школа спортивной ходьбы. Там живут сильные и перспективные спортсмены, которые не могут выступать именно на международной арене, потому что их дисквалифицировали. Для них это трагедия. Их ущемляют. Время-то идёт: какой-то спортсмен до отстранения мог выступить на чемпионате Европы и мира, но затем, когда ему разрешат, не сможет отобраться.
— Весь год обсуждалась тема предвзятого отношения к представителям российского спорта на международных соревнованиях. Борьба с этим сталкивалась?
— У нас тоже такое происходит, как и в любых других видах спорта. Недавно прошли Всемирные военные игры. У нас в борьбе взвешивание утром. За день до процедуры, когда я сбрасывал лишний вес, чтобы попасть в категорию до 60 килограммов, ко мне пришёл допинг-контроль. Пришлось дополнительно пить воду, чтобы сходить в туалет, набрать минимум 90 граммов, и только после этого то, что я напил, необходимо было снова убрать, чтобы на взвешивании была моя категория.
— Если бы вы отказались от дополнительного прохождения, засчитали бы нарушение?
— Да, могли дисквалифицировать за отказ. Я вынужден был пойти на их условия. Когда пару килограммов убираешь, чтобы попасть в категорию, в организме просто-напросто не хватает воды, а они ещё пришли сразу после тренировки, когда я вспотел и остался без дополнительной влаги. Мне нечем было элементарно сходить в туалет. Так что передо мной стояло два варианта: либо напивать, либо дисквалификация.
— А в федерации проводится какая-то антидопинговая работа?
— Я не знаю, честно говоря. Вроде бы после случая с Лебедевым (когда у него брали пробу на Олимпийских играх несколько раз, он напивал, чтобы сходить в туалет, а затем всю ночь убирал лишние килограммы. — News.ru) просят сделать отсрочку сдачи до момента прохождения взвешивания.
— Вы лично не жаловались на произошедшее?
— Нет, я даже не знаю кому и куда. Или вот другой пример — Европейские игры. У нас борьба происходит в два дня: в первый день — борьба за выход в финал, во второй — заключительный этап. Мы проходим взвешивания оба дня. Если не ошибаюсь, к Александру Чехиркину, который борется в весовой категории до 77 килограммов, пришли между первым и вторым днём. То есть его соперник по финалу, получается, был с ним в неравных условиях. Одному пришлось сдавать допинг-пробу, а другому — нет (впоследствии стал чемпионом Европейских игр 2019 года. — News.ru).
— В связи с тем, что поменяли правила и, как вы заметили, в два дня проходит взвешивание, борцам тяжелее стало вес сгонять?
— Мне кажется, меньше гонять не стали. Кому-то сложнее, кому-то легче. Кто хочет гонять, тот сам этим и занимается.
— На вас это отразилось как-то?
— Нет. В прошлом году было так: в первый день чистый вес — категория до 60 килограммов, а во второй — два допуска. Так было в первый год изменений. В этом — и в первый, и во второй день должен быть чистый вес. Я боролся нормально. Стараемся. Подстраиваемся.