Российские бойцы всегда служили для Ultimate Fighting Championship знаком качества. Волевой русский медведь Олег Тактаров, сминающий всё на своём пути Орёл высочайшего полёта Хабиб Нурмагомедов, дерзкие Пётр Ян и Забит Магомедшарипов. Попадались бойцы и менее яркие, но даже девчонки только у нас могли с ходу выйти на коротком уведомлении на бой с такой грозной чемпионкой, как Яна Куницкая. Но и в прекрасную семью нет-нет да и забредёт паршивая овца.
Российский тяжеловес Дмитрий Смоляков запомнится не только тремя безответными поражениями и бесславным увольнением. В конце концов, любой боец мог оказаться в клетке в плохой день или не сняться из-за травмы. Дело в том, что во всех трёх боях в организации он выглядел как резервист команды МХЛ (Молодёжная хоккейная лига) на площадке с грандом НХЛ «Тампа Бэй Лайтинг». Неудивительно, что схожим вопросом задался и президент UFC Дана Уайт:
Кто те парни, которых он победил? Понимаете, у Смолякова девять побед в ММА, но я хочу увидеть тех ребят, которых он побил. Возможно, они даже находятся в этой комнате, — пошутил глава организации.
О жизни Смолякова до 30 лет известно немного. По его собственным словам, после неспокойной молодости (что в России можно понимать по-разному) жил США, учился в Кливлендском университете (правда, всего полгода), занимался борьбой и потом каким-то образом получил статус мастера спорта в вольном и греко-римском стиле борьбы. При этом отсутствие традиционных поломанных ушей он объясняет использованием наушников. Российский боец в молодости был знаком со Стипе Миочичем и даже стрелял у него насвай, но быстро, по его словам, завязал с этой дрянью. А о его бойцовских качествах и вовсе не было известно до 30 лет, когда Дмитрий дебютировал в российской организации ProFC и быстро одержал победу над французом Пьером Дигоналем, находившимся на серии из четырёх поражений.
Пять следующих соперников Смолякова также нельзя было назвать выдающимися, а затем он одолел «целого Сергея Гребенца», в главном бою местечкового турнира в Москве. Вышло это исключительно потому, что бои организовывала промоутерская компания Baltic Challenge в сотрудничестве с другими организациями, где Дмитрий выступал одним из соучредителей и мог выбирать каждого соперника «под себя». Эта восьмая победа и стала отправной точкой к подписанию Смолякова в UFC. Дальше началось самое интересное, ведь в лучшей лиге мира «мешковая диета» должна была закончиться априори.
Уже первый соперник, позже уволенный из UFC за три поражения кряду, бразилец Луис Энрике глумился над Дмитрием весь первый раунд. Лишь жёсткости удара ему не хватало, чтобы закончить вопрос с российским здоровяком. В итоге сработало удушение. Зато француз Сириль Аскер сориентировался быстрее и всего за пару минут расправился на канвасе с якобы титулованным борцом.
Казалось, на этом логичная история Золушки подошла к концу и карета, доехавшая до главной лиги планеты, окончательно превратилась в тыкву, а Смоляков пополнил список таких «знаменитых чемпионов», как Родион Пастух (чемпион мира по боксу по версии UBO) и Александр Липовой (чемпион мира по кикбоксингу по версии R-1). Однако некоторые вещи можно использовать и по второму и даже по третьему разу. Но те события, которые в начале напоминают трагедию, затем выглядят уже откровенным фарсом.
После того как в родном Калининграде Смоляков добротно порвал ещё одного «мешка» с рекордом 7:9, он получил последний шанс. Для этого в основном карде турнира ему нужно было выйти с восходящей звездой ММА Грегом Харди. Перспективным парнем, шесть лет игравшим в NFL, а сейчас пробующим строить карьеру в смешанных единоборствах. Приняли они его даже с рекордом 3:0, но и тут в дебюте случилась ошибка. Пришлось искать безоткатный вариант, и тут на помощь в третий раз вызвали Смолякова. Наш тяжеловес не разочаровал и лёг под ударами к середине первого раунда. Теперь уже это почти гарантированное увольнение без выходного пособия, но и уроки надо извлекать. Перед боем Смоляков говорил, что UFC допустила ошибку, подписав его на бой, намекая на возможный апсет и свою победу над популярным атлетом. На деле же ошибкой стало всё его подписание.
Хочется верить, что в дальнейшем матчмейкеры UFC будут старательнее подходить к пожеланиям своего босса и не повезут из России такой сомнительный товар с тщательно нарисованными рекордами. В конце концов, по таким бойцам и таким боям строится представление об индустрии единоборств в стране в целом, и было бы неприятно, если бы о Смоляковых чаще напоминали, чем о Нурмагомедовых.