Дин: кавказская публика обладает особой семейной энергетикой

Единоборства 30 апреля, 2019 / 12:17

На турнире ACA 95 в Москве работал самый именитый из действующих рефери в ММА американец Херб Дин. В России он не редкий гость, а с нашей страной помимо профессии его связывает русская супруга. В эксклюзивном интервью News.ru он рассказал, как в России ММА становится большим спортом, какую ошибку он всё равно повторил бы вновь и почему, что он думает о бое Дацик — Тарасов.

— За те несколько лет, что связывают вас с вашей русской супругой, вы часто посещаете всероссийские турниры по ММА, что вы узнали нового о нашей стране?
— Я действительно в последние пять лет много путешествовал по вашей стране и каждый раз узнавал что-то новое. Новые города, новые люди — это всегда прекрасно. Не знаю, почему русских людей кто-то считает суровыми, но меня во всех местах встречали очень дружелюбно и я чувствовал себя как дома. Также я получил много нового опыта, что всегда полезно. Я познакомился с красотой вашей страны, немного узнал и понял её культуру. Здесь так же, как и в Америке, много открытых и душевных людей.

— Что вы можете рассказать о российских ММА?
— У вас это действительно растущий спорт, и это хорошо для всех. Каждые выходные различные промоутерские организации предлагают интересные турниры. Всё больше парней занимаются спортом, растёт аудитория, и у людей появляется новый интересный вид досуга.

— Кто самый крутой рефери в ММА: вы или Большой Джон Маккарти?
— Так Большой Джон уже закончил (смеётся).

— Но он по-прежнему работает над правилами, проводит семинары для судей и остаётся в профессии.
— Я знаю. Мы часто общаемся, мне нравится иметь дело с Джоном. Он был первым профессиональным рефери в ММА и остаётся моим хорошим другом. Мы можем вместе прогуляться и обсудить вопросы не только нашей профессии, но и просто поговорить о жизни.

— О какой совершённой ошибке вы жалели больше всего?
— Мне сложно что-то привести на память. Такую, чтобы стоила кому-то жизни, не припомню, а различные ошибки мы совершаем постоянно. Но нужно постоянно работать над ошибками, учиться чему-то, и тогда ты будешь расти как профессионал и становиться лучше.

— Что страшнее: остановить бой слишком рано или слишком поздно?
— Тут не может быть двух мнений. Задача рефери — предотвратить слишком тяжёлый урон здоровью спортсмена. Если же такое случается из-за слишком поздней остановки — это самая страшная ошибка рефери, которая только может быть. Нужно защищать спортсменов от необязательных травм в первую очередь. В то же время рефери должен чётко разбираться в тонкостях работы и уметь принимать решение быстро и своевременно, но при этом обоснованно.

— В со-главном бою этого вечера (турнир ACA 95 27 апреля. — Ред.) американец Бретт Купер «уснул» во время боя. На ваш взгляд, рефери правильно оценил ситуацию?

Фото: www.aca-mma.comБретт Купер

— Я не заметил каких-то ошибок. Но чтобы давать оценки, я должен пересмотреть видео, а я ещё не успел сделать этого, так как в тот момент готовился к главному бою, который должен был судить сам.

— В бою Бена Аскрена и Робби Лолера вы остановили бой, посчитав, что Лолер отключился, а он был в порядке. Не считаете, что украли у него победу?
— Нет. Вы видели, как он выглядел в тот момент? У меня не было никакой гарантии и понимания того, что он находился в сознании. Наверное, мне стоило спросить его, в сознании он или нет, но в тот момент я видел, что боец в очень тяжёлом положении, его рука обездвижена, и я решил не медлить. Многие потом высказывали мне претензии за этот эпизод, но они не находились на позиции рефери, не видели то, что я видел, и сами не были бы уверены, что он в порядке. Конечно, если в повторе прокрутить эпизод несколько раз, может, и можно было рассмотреть у него признаки сознательного состояния. Но я не хочу сказать, что я всегда прав. Все мы ошибаемся, и здесь я и как бывший спортсмен понимал, насколько опасен этот удушающий и чем это может закончиться.

— Если подобное произойдёт через неделю, вы также остановите бой или подождёте?
— Поступлю точно так же.

— Вы когда-нибудь судили договорные поединки или бои, которые оказывались таковыми?
— Я бы никогда не согласился судить такой бой. Я это не люблю. Были случаи, когда позже я узнавал, что тот или иной бой мог быть договорным, но не мог понять этого по ходу, а тем более знать заранее.

— А вы в курсе про бой бывшего 150-килограммового заключённого Вячеслава Дацика и блоггера Артёма Тарасова?
— Нет. Да и вряд ли мне было бы интересно подобное шоу.

— Можете сравнить организацию работы судейства в UFC и ACA?
— UFC — это золотой стандарт и законодатель моды. С этим не поспоришь. Но ACA наиболее стремительно развивающаяся промоутерская компания, а её бойцы способны конкурировать с любыми соперниками из UFC кроме самых-самых. Также мне нравится энергетика этих турниров, потому что люди открыто выражают свои эмоции, при этом разбираются в боях.

— Вы были в Чечне и Дагестане. Эмоциональная кавказская публика вам нравится?
— Да. Они порой слишком шумны, но от них идёт потрясающая энергетика. Я бы даже сказал, семейная энергетика.