В медицине довольно распространена практика, когда из-за запущенной гангрены приходится ампутировать ногу, чтобы спасти пациенту жизнь. Далеко не все сразу понимают необходимость такой операции, и им требуется время, чтобы с этим смириться, но жизнь дороже. В такой ситуации оказался и мир профессионального бокса, вынужденный отказаться от избранного им же президента с сомнительной репутацией.
В минувший уик-энд президент Международной федерации любительского бокса (AIBA) Гафур Рахимов под давлением Международного олимпийского комитета (МОК) сложил с себя полномочия. Этот шаг — вынужденная мера, но он символизирует тот факт, что в боксёрской семье наконец осознали, что перспективы исключения одного из самых популярных видов спорта из олимпийской программы вполне осязаемы и это не блеф и шантаж со стороны МОК. Коррупция, отсутствие финансирования, постоянные судейские скандалы создали такой клубок проблем, распутать который не представлялось возможным.
Первым шагом на пути к исправлению стала отставка многолетнего главы AIBA и члена МОК, тайваньца Чин-Коу Ву. Узбек Гафур Рахимов стал временным исполняющим обязанности президента в феврале прошлого года и сразу заключил спонсорский контракт с азербайджанской строительной компанией, чтобы хоть как-то покрыть долги, которые пошли на десятки миллионов долларов. Другими мерами для спасения бокса стала судейская реформа, расширение женских весовых категорий в олимпийской программе, что было обязательным в рамках современной тенденции гендерного равенства, и даже проект некоего командного турнира с участием мужчин и женщин.
Однако МОК не испытал восторга от перемен в руководстве и прозрачно намекал, что если Гафур Рахимов осенью будет избран президентом международной федерации, то её ждут серьёзные проблемы. Дело в том, что Рахимов долгое время находился в розыске на родине по обвинению в организованной преступности и до сих пор находится под санкциями в США из-за скандального «дела Магнитского». Проблему с легализацией в своей собственной стране Рахимов решил, а вот американские санкции в его отношении остались.
Тем не менее на отчётно-выборном конгрессе в Москве он с большим отрывом победил единственного соперника из Казахстана, олимпийского чемпиона Серика Конакбаева. Избрание Рахимова поддержала и Федерация бокса России, получив из этого выгодные для себя дивиденды в виде проведения ближайших чемпионатов мира и избрания её генерального секретаря Умара Кремлёва членом исполкома AIBA и на пост вице-президента Европейской конфедерации бокса. Однако МОК сразу же дал понять, что не намерен иметь дел с «токсичным» президентом. В декабре были заморожены все процедуры (в том числе, график квалификационных турниров), связанные с проведением боксёрского турнира на Играх в Токио, что говорило о намерении выкинуть бокс из олимпийской семьи уже в ближайшее время, не дожидаясь 2024 года.
22 марта Рахимов подал в отставку, но при этом не объявил новые выборы. На следующий день временно исполняющим обязанности главы AIBA на заседании исполкома был утверждён марокканец Мохамед Мустахан, являющийся главой Африканской конфедерации бокса (AFBC). Это безусловно важный, но далеко не единственный шаг для погашения разгоревшегося конфликта с МОК. В своё время ради спасения спортивной борьбы всем крупнейшим странам, развивающим этот вид спорта, в том числе России и США, пришлось объединить усилия. Теперь такая же консолидация требуется и от боксёров.
МОК уже весьма сдержанно отреагировал на эту перестановку и отметил, что работа по проверке деятельности AIBA комиссии Ненада Лаловича (президента Объединённого мира борьбы, сумевшего преодолеть кризис своей федерации в отношениях с МОК) затронет не только персону Гафурова. Примечательно, что отставка произошла за считанные дни до заслушивания в МОК промежуточной части этого доклада (окончательные выводы будут сделаны в июне) и должна повлиять на мнение членов олимпийского комитета. Однако перспективы бокса будут зависеть и от того, не окажется ли уход Гафурова декоративным.
Дело в том, что он вполне может сохранить рычаги управления в федерации через своего ставленника и даже вернуться на пост, когда конфликт будет погашен, так как новые выборы президента до сих пор не назначены. Однако решительность МОК говорит о том, что если шаг к компромиссу окажется фигой в кармане, то меры будут жёсткими и незамедлительными. Ясность в этом вопросе должна наступить в июне, когда будут заметны шаги временно исполняющего обязанности президента и будет завершён доклад комиссии Лаловича. После этого либо стартуют олимпийские отборочные мероприятия, либо Игры в Токио окончательно останутся без бокса.