Пресненский суд Москвы признал виновным Андрея Попова, лидера религиозной секты, более известного как «бог Кузя». Суд приговорил Попова к пяти годам заключения с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Приговор «богу Кузе» вынесен в рамках уголовного дела об избиении адептов и мошенничестве на сумму более 7 млн рублей.
Напомним, в сентябре 2007 года Попов в корыстных целях создал религиозное объединение — это факт, установленный судом. Как ему удалось выдать себя за представителя РПЦ и активно манипулировать людьми в течение продолжительного времени? News.ru попытался выяснить это, изучив биографию Попова и выслушав мнение эксперта.
Андрей Попов, мальчик из простой семьи, относится к многочисленной категории self-made man («сделал себя сам»). Ещё ребёнком Попов перенёс тяжелое инфекционное заболевание, из-за осложнения частично потеряв зрение. В силу наступившей инвалидности он почти всё детство провёл дома. Как позднее свидетельствовали очевидцы, мальчик подвергался издевательствам со стороны матери, которая пыталась «вырастить из него настоящего мужчину». Но как известно, что нас не убивает, то делает сильнее. Сложные жизненные обстоятельства сделали из Андрея настоящего маньяка, чья жажда стать кумиром подкреплялась навыками психолога, которыми невольно овладевают жертвы домашнего насилия. Андрей был очень одарённым: в 12 лет знал наизусть все произведения Шекспира и отлично играл в шахматы. Окончив школу с золотой медалью, поступил на исторический факультет МГУ.
Забегая далеко вперёд, отметим, что уже первом судебном заседании Попов рассказал о том, что тогда, в детстве, бабушка научила его молиться. Тяга к религии, однако, в последствии оказалась сильно сдобрена стяжательством и садизмом.
На скользкий путь псевдосвященника Андрей Попов ступил в конце 1990-х годов. Он купил документы об окончании духовной семинарии, после чего поступил на службу в качестве священника в храм Вознесения Господня на Гороховом поле (православный храм в Басманном районе Москвы — прим. редакции). В 2007 году настоятель прихода выгнал Попова, распознав в нём самозванца. Однако часть прихожан последовала за изгнанником. Попов стал называть себя «епископом Романом». Позднее, когда количество его поклонников стало существенно больше, появилось новое имя — «бог Кузя». Его адепты, должно быть, сильно удивились бы, узнав, что имя было выбрано Поповым в память о любимом попугае, который жил в доме ещё в те времена, когда «бог», что называется, пешком под стол ходил.
Попов призывал к отречению от мирской жизни и применял к сектантам физические наказания — для «очищения души». В ходе следствия были доказаны избиения плеткой и руками, как мужчин, так и женщин. При назначении наказания применялся гендерный подход: число ударов зависело от пола и возраста провинившегося и варьировало от 100 до 1500 ударов.
Есть небольшой нюанс в истории об избиениях — и сами обвиняемые, и их адвокаты подчеркивали, что адепты о наказании просили сами.
«Богу Кузе» принадлежали не только тела и души адептов, но и их имущество, движимое и недвижимое — Андрей Попов в этом вопросе был принципиален, прагматичен и последователен.
В секте было принято разводиться с супругами — женский пол при этом плавно перекочёвывал в гарем «бога Кузи». Детей последователи харизматичного «бога» бросали на бабушек-дедушек, а если здесь что-то не срасталось — отправляли их в детские дома и приюты.
Бурная жизнь Попова отражена в его автобиографии, правда, лишь с самой лучшей стороны и с акцентом на интеллектуальную деятельность. В своих собственных глазах Андрей Попов никто иной, как «историк, философ, религиовед, психолог, поэт, писатель, член Союза писателей России, художник, член Союза художников, композитор, певец, биолог, человек энциклопедических знаний». Попов при этом является создателем более тысячи картин и автором нескольких сотен книг, читать которые довелось, главным образом, его последователям.
Весной 2014 года в одну из квартир, где проживали члены секты «бога Кузи», пришли с проверкой представители правоохранительных органов. В квартире, помимо экзальтированных сектантов, ими были обнаружены экзотические животные, в том числе два огромных питона. «Нехорошая квартира» заинтересовала органы. Масла в огонь подлили заявления от участников секты с жалобами, которые вскоре стали поступать от протрезвевших внезапно сектантов.
Андрея Попова и двух его соратниц — Надежду Розанову и Жанну Фролушкину — задержали в сентябре 2015 года. У них нашли 43 млн рублей и свыше $100 тысяч. Обыскав все квартиры, где проживал Попов, полицейские изъяли в общей сложности $150 тыс. и более 200 млн руб. Ими также были обнаружены документы о сборе денег, компьютеры, где хранились данные о деятельности организации, фотографии и видеозаписи, часть из которых специалистами была квалифицирована как порнография.
В рамках следствия выяснилось, что путём запугивания и обмана с 2007 года по 2015 год у 15 потерпевших преступники похитили 7 млн. 385 тысяч рублей. Большую же часть богатства «бог Кузя» и его помощники сколотили на православных ярмарках и выставках. Там, как пишет «Коммерсант», Андрей Попов входил в образ священника и получал разрешение на сбор средств в пользу некоего бедного провинциального храма. Средства, собранные у верующих, порой исчислялись миллионами рублей, львиная доля из которых оседала в карманах Попова.
Андрею Попову было предъявлено обвинение в создании религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами (ч. 1 ст. 239 УК РФ), а также мошенничестве в особо крупном размере, совершенном группой лиц (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Участие в секте и мошенничество инкриминировались также жене Попова, бывшей балерине Жанне Фролушкиной, и бухгалтеру Галине Маркевич. Вместе с ними на скамье подсудимых оказались еще три особо активных сектантки — Надежда Розанова, Екатерина Грехова и Мария Розанова. В суде Попов и его помощницы не признали вины.
Параллельная нить в деле «бога Кузи» — дело 59-летнего руководителя секты Юрия Цукермана. Правая рука Попова, Цукерман, похитил 215 миллионов рублей уже тогда, когда поверженный кумир оказался под следствием — из вещдоков по делу «бога Кузи». Как писал News.ru, злоумышленник через суд по поддельным документам в 2016 году смог получить внушительную сумму из числа средств, некогда принадлежащих «богу Кузе».
Часть похищенной суммы в размере 85 млн рублей удалось заблокировать на счетах Цукермана. Помимо этого, правоохранители установили и изъяли имущество, которое мужчина купил на добытые мошенническим путём деньги.
Кандидат психологических наук, эксперт по религиозным культам Александр Невеев, по просьбе News.ru прокомментировал необыкновенную успешность «бога Кузи».
«Есть два пути попадания человека в секту. Во-первых, это поиски секретов, которые позволяют достичь здоровья, счастья. Обычно такого рода поиск связан с восточными практиками. Второй источник — это поиски праведности, подлинного христианства, благолепия, елейности, и бог Кузя действовал именно во второй сфере», — рассказал эксперт. — «Он вербовал приверженцев, в первую очередь женщин возрастом за 40 лет, в храмах. Подходил к ним с благовидным лицом, лицом праведника, лицом юродивого, и начинал с ней говорить о том, что в церкви все не так, как должно быть; что подлинное учение Христа заботы, приглашал на свои собрания».
Александр Невеев рассказал, что Попов выстраивал коммуникацию с потенциальной жертвой следующим образом: рассказывая о Христе, миловидно улыбался и переводил разговор в такую плоскость, что людям казалось, будто он вспоминает то, через что сам прошёл.
«Постепенно он либо сам, либо через своих адептом доносил идею о том, что он является богом, что он заслуживает всяческого поклонения, и люди застревали в его секте, отдавали ему деньги, переписывали квартиры, машины», — продолжил Невеев.
Эксперт обобщил опыт лидеров сект.
«Ничего, кроме всем известных способов обмана и манипуляции, актерского мастерства, сектанты не используют», — считает Невеев. — «Не нужно искать причину попадания в секту только во внешнем воздействии. Что бы человеку ни говорили, чтобы ни делали с ним, он всегда выбор делает сам. И по сути любая сектантская коммуникация — это просто способ убедить человека в том, что секта — это правда».
«Нельзя сказать что тот или иной человек более предрасположен, просто у каждого есть заблуждения, на основе которых сектантский вербовщик будет строить своё воздействие, и оно станет результативным. То есть, при определенных условиях в секту может попасть абсолютно любой человек», — резюмировал эксперт.