В России на фоне паники вокруг коронавируса резко растут продажи «Арбидола», который и так на протяжении 12 лет остаётся одним из самых продаваемых препаратов в стране. Он даёт гигантские прибыли, которые сосредотачиваются под контролем одного человека — владельца компании «Отисифарм». Тем не менее является ли это вещество действенным лекарством — вопрос до сих пор открытый. Так, по словам российского академика, доктора медицинских наук Василия Власова, китайский профессор, рассказавший СМИ о том, что «Арбидол» якобы борется с новым коронавирусом, имел финансовый интерес и связан с производителем вещества. Как путём продажи препаратов с неподтверждённой эффективностью под аккомпанемент сомнительных рекламных трюков и не без помощи чиновников высочайшего уровня зарабатывает свои миллиарды крупнейшая в стране фармацевтическая империя — в расследовании NEWS.ru.
25 февраля власти обратили внимание на транслируемые по радио ролики, в которых «Арбидол» преподносится как лекарство от коронавируса — Федеральная антимонопольная служба возбудила дело о ненадлежащей рекламе. До 6 марта производитель препарата должен предоставить доказательства эффективности лекарства от названной болезни.
В мире увеличивается количество заболевших новым коронавирусом, вызывающим опасную пневмонию. Вирус передаётся от человека к человеку. Риск заражения высок. Исследования доказали: «Арбидол» активен даже против коронавируса, — гласил рекламный ролик, транслировавшийся в начале года как минимум четырьмя радиостанциями: «На семи холмах», «Ретро ФМ», «Европа Плюс» и «Авторадио».
19 февраля российские СМИ сообщили со ссылкой на китайские источники, что Национальная комиссия здравоохранения Китая включила российский противовирусный препарат «Арбидол» в новую версию плана диагностики и лечения коронавирусной инфекции. Позже выяснилось, что он всего лишь внесён в план тестирования наравне с 30 другими веществами. Никаких выводов об эффективности препарата в первоисточнике не было.
Новость разошлась, причём не без участия крупнейших пабликов в соцсети «ВКонтакте». Например, паблик «Твоё ВПШ», в котором состоят более 2 млн человек, выставил новость о том, что «Арбидол» якобы показал эффективность против коронавируса, аж три раза, в том числе два дня подряд — 6 и 7 февраля.
Дело, однако, уже сделано. С 27 января по 2 февраля продажи «Арбидола» выросли на 14%, за первую неделю февраля — на 15%, за вторую — на 24%. В некоторых аптечных сетях, таких как «Асна», «Неофарм» и «Столички», рост продаж «Арбидола» составил от 91% до 250%.
Член комиссии по борьбе со лженаукой РАН Василий Власов объясняет происходящее агрессивным лоббизмом.
Author: Василий Власов [ доктор наук, член комиссии по борьбе со лженаукой РАН, член Общества специалистов доказательной медицины ]
Вы представляете, сколько такая рекламная кампания стоит? Да, вряд ли можно найти кого-то, кто расскажет про лоббирование «Арбидола». Все знают, но не скажут, потому что все повязаны между собой. Целый ряд людей связан с «Арбидолом» и «Фармстандартом». Они заложились в рекламу и в связи с коронавирусом. И в этой ситуации всплыли их контакты с китайцами. Они с китайцами контактируют, и этот китайский профессор, который рекламирует «Арбидол», он работает в контакте с «Отисифармом». Есть такой академик — конечно же, он деньги получает от производителя «Арбидола».
По всей видимости, речь идёт об эксперте китайского Минздрава, члене Инженерной академии Ли Ланьцзюань, которая первой заявила СМИ, что «Арбидол» эффективен против нового коронавируса.
Эта история, кстати, не нова. В 2009–2010 годах, когда в России свирепствовал свиной грипп, продажи «Арбидола» скаканули на 102%. Сему предшествовали публичные рекомендации спасаться от новой болезни не иностранными средствами, а отечественным «Арбидолом», которые неоднократно звучали из уст тогдашних министра здравоохранения Татьяны Голиковой и главного санитарного врача Геннадия Онищенко.
Апогеем стал вышедший на федеральном телевидении сюжет, в котором тогдашний премьер Владимир Путин во время визита в Мурманск зашёл в аптеку проверить, есть ли там «Арбидол». Название прозвучало в сюжете. Ещё до этого препарат оказался в перечне жизненно необходимых лекарств, что обеспечило ему место в плане госзакупок для тысяч больниц.