Власти Москвы и Московской области во время пандемии коронавирусной инфекции активно переманивают на работу специалистов из регионов. Докторам обещают заработную плату, о которой они ещё недавно не могли и мечтать (опустим сейчас тот факт, что такие обещания выполняются, мягко говоря, не всегда). Эксперты признают: зачастую речь идёт о предложении, от которого невозможно отказаться. Те же президентские выплаты за работу с коронавирусными больными в Москве получить, должно быть, легче, ведь и таких пациентов там гораздо больше. Однако для периферии подобная политика столичных властей чревата большими проблемами: врачей в провинции и без того не хватает. Более того, источники NEWS.ru в отрасли утверждают, что такая ситуация и ранее создавалась искусственно: якобы московские власти выступали против уравнивания зарплат работникам скорой помощи по всей стране, чтобы побуждать специалистов к переезду в столицу.
Фельдшер скорой помощи Алексей из Ярославской области перебрался на работу в Московскую область во время эпидемии коронавирусной инфекции. Говорит, что у себя на малой родине зарабатывал 30–35 тысяч рублей. В Подмосковье его заработок вырос в пять раз. Для Алексея — бешеные деньги. Теперь у мужчины много планов: взять и приобрести, наконец, собственное жильё.
Работы, конечно, очень много, работа непростая, — признаётся собеседник NEWS.ru. — С другой стороны, у себя дома я тоже вкалывал нормально, правда, совсем за другие деньги. Пока тут поработаю, а дальше видно будет.
Председатель независимого профсоюза скорой помощи «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков подтверждает.
В Москве и области скорой начали платить. Например, у меня ставка — 45 тысяч рублей. За прошлый месяц, работая в коронавирусной бригаде, я получил 170 тысяч. В большинстве регионов врачи и фельдшеры такие деньги в глаза не видели. Конечно, люди из регионов едут за деньгами в столицу. Например, московская служба скорой помощи на 90 процентов состоит из иногородних. А в регионах тем временем наблюдается кадровый голод, — говорит Беляков.
В медицинском сообществе уже давно обсуждается идея превратить ту же службу скорой помощи в отдельную федеральную службу. Между тем, как пояснили инсайдеры NEWS.ru, против этой инициативы активно выступают московские власти. Они понимают, что создание единой службы будет означать и введение единой тарифной сетки. В такой ситуации фельдшеру из Тулы, Твери или Ярославля не будет никакого смысла уезжать на заработки в столицу. Этого-то и опасаются в Москве.
Сейчас ведь сотрудники скорой в Москве — это самые настоящие рабы. Им дают зарплату, они сразу набирают кучу кредитов и готовы работать круглосуточно, не протестуя при этом. Для руководства это, конечно, очень удобно, — говорит фельдшер Дмитрий Беляков.
Ощутимая утечка медицинских кадров из провинции в российскую столицу началась ещё несколько лет назад, сегодня она лишь приняла невиданные масштабы, констатирует в разговоре с NEWS.ru главный врач медицинского центра «Клиникум» (Ульяновск) Антон Малявин.
Проблема появилась после майских указов президента 2012 года — тогда было обещано, что медики будут получать 200 процентов от средней зарплаты в регионе. В итоге получилось, что терапевт в том же Ульяновске стал получать 30–35 тысяч рублей, а в Москве — не менее 100 тысяч рублей. Тогда-то и появились первые «перелётные птицы», — рассказывает Малявин.
По его словам, за несколько лет Москва фактически «обескровила» соседние регионы — Калужскую, Орловскую, Тульскую области.
Сейчас, в период пандемии коронавирусной инфекции, ситуация заметно обострилась — людям предлагают за работу довольно серьёзные деньги. В первую очередь востребованы пульмонологи, инфекционисты, реаниматологи-анестезиологи. По-прежнему уезжают и врачи скорой помощи: они в Москве зачастую снимают одну квартиру и живут там, как таджики, одновременно несколько семей. Одни приходят со смены, другие уходят, — объясняет наш собеседник.
Врач одной из больниц Самары, пожелавший остаться инкогнито, в беседе с NEWS.ru подтвердил, что его коллеги «активно уезжают на заработки в Москву».
Причин тут несколько. Первая — это высокая зарплата, вторая — куда лучшее оснащение средствами индивидуальной защиты. Третья — если даже заболеешь «короной», то тебя в столичном госпитале с куда большей вероятностью вылечат, чем в захолустной провинциальной больничке. Ну и люди прикидывают: поработает два-три месяца — у себя на родине купит квартиру. Я вам больше скажу: у наших медсестёр от обещанных в Москве зарплат аж глаза загорелись — готовы с ковидными больными без масок и перчаток работать! — говорит он.
Проблему подтверждает и сопредседатель профсоюза медицинских работников «Действие» Андрей Коновал.
Москва и Московская область сегодня фактически вербуют врачей, а также сотрудников среднего и младшего медперсонала по всей стране. Медсёстрам, например, предлагают хорошие деньги — 240 тысяч рублей. Правда, и работа адская: 24 часа через 12. Это чудовищный график! — рассказал NEWS.ru Коновал.
Правда, сообщил он, заранее трудовые договоры потенциальным сотрудникам не высылают — возможно, они не соответствуют трудовому законодательству, «а если человек из провинции уже приедет на место работы, то, скорее всего, согласится работать, назад не поедет». При этом собеседник NEWS.ru признает, что такие деньги медицинские работники у себя в регионе заработать никогда не смогут.
Средняя заработная плата врача в Москве составляет сейчас 140 тысяч рублей, утверждает в разговоре с NEWS.ru член Союза педиатров России Дмитрий Малых.
В период эпидемии врачам специалистам, работающим с больными коронавирусом, положены региональная и федеральная доплаты. Они составляют 70 тысяч и 80 тысяч рублей соответственно. Таким образом, врач в столице в среднем сейчас получает около 290 тысяч рублей в месяц. Для большинства специалистов это большие деньги. Центр эпидемии в нашей стране пришёлся на Москву, и это привело к огромной напряжённости региональной системы здравоохранения, которая стала испытывать кадровый голод. Департамент здравоохранения Москвы начал активную работу по привлечению кадров из регионов. Эти действия можно оценить как исключительно правильные и поддержать. За сложную работу с риском для жизни полагается платить много. Просто не все регионы могут себе это позволить. Москва может и делает.
Представители сразу нескольких региональных департаментов здравоохранения в приватных беседах пожаловались NEWS.ru, что не могут конкурировать с московскими зарплатами. Один из собеседников признался:
У бюджета большинства российских регионов просто нет возможности заливать эпидемию деньгами. Ну, вот приходит реаниматолог, говорит — мне в Подмосковье предлагают зарплату 450 тысяч рублей. Что мы ему можем предложить? Ничего близко! На этом, собственно, разговор и заканчивается.
Впрочем, президент Лиги защиты пациентов, эксперт РАН Александр Саверский считает, что у сложившейся ситуации есть и свои плюсы.
Перекосы в системе здравоохранения существовали всегда. Просто сейчас, в разгар эпидемии, они стали хорошо видны. Многие, наконец, воочию убедились, что собой представляет российская медицина, — заявил он NEWS.ru.
Как ранее сообщалось, кубанских фельдшеров, которые пожаловались на отсутствие президентских доплат за работу во время пандемии с коронавирусными пациентами, начали проверять на экстремизм и пригрозили им уголовными делами.