Откуда в России подпольные оружейные бароны

Происшествия 24 января, 2019 / 07:05

ФСБ отчиталась о задержании сети подпольных оружейников, насчитывающей 86 человек и действующей в 32 регионах. Они нелегально занимались изготовлением боеприпасов, переделкой гражданского оружия в боевое и продажей армейских образцов вооружения. В операции спецслужбе помогали полицейские и Росгвардия.

23 января было найдено девять мастерских, в которых изъято 197 единиц огнестрельного оружия отечественного и иностранного производства — 18 автоматов, 126 пистолетов и револьверов, 16 пистолетов-пулеметов, 38 карабинов и винтовок. Помимо этого, оперативники нашли реактивный огнемет РПО-А «Шмель», два ручных противотанковых гранатомета РПГ-26, 11 ручных осколочных гранат, 33 кг взрывчатки, 88 электродетонаторов, 300 основных частей к оружию, 10 тыс. патронов различного калибра и 9 тыс. комплектующих для их изготовления. Следователи назначили экспертизу изъятого.

Интересно, что спецслужбы с завидной регулярностью вскрывают аналогичные группировки, причем почти всегда межрегиональные. Так, в середине декабря 2018 года ФСБ, МВД и Росгвардия раскрыли такое преступное сообщество, действовавшее в Москве, Московской, Брянской, Калужской и Нижегородской областях. Оно также занималось восстановлением боевых свойств гражданского оружия. В двух мастерских этой группировки также изъято большое количество огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и средств инициирования взрыва.

В октябре прошлого года была задержана преступная группа, которая занималась тем же самым в Санкт-Петербурге и Петрозаводске. Силовики изъяли 36 самодельных взрывных устройств, 1,3 кг взрывчатого вещества, 19 единиц огнестрельного оружия — пистолеты Макарова, «Люгер» и другие, винтовку Мосина, две гранаты и 1400 патронов.

Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

В мае 2018-го была проведена операция, по масштабам близкая к последней, организованной ФСБ: она коснулась 27 регионов — от юга России до Сибири. Организатора криминального бизнеса задержали в Нижнем Новгороде.

«Прекращена деятельность пяти мастерских по изготовлению боеприпасов и модернизации огнестрельного оружия, расположенных в Московской, Новгородской, Челябинской и Ростовской областях. Из незаконного оборота была изъята 51 единица огнестрельного оружия — это пулеметы РПК, „Максим“, пистолет-пулемет Судаева, автоматы АК-47, АК-74, карабины и винтовки Мосина, „Винчестер“, „Вепрь“, пистолеты ТТ, ПМ, „Беретта“, „Тангфолио“, „Сталкер“, револьверы Нагана», — сообщал тогда Центр общественных связей ФСБ. Кроме этого, были изъяты более 3 кг взрывчатки, 5,5 тыс. патронов, 10 глушителей.

В сентябре 2017 года были арестованы члены подобной группировки в 21 регионе России. И такое происходит раз в год.

Основных источников такого оружия несколько. Во-первых, это переделанные гражданские образцы. Так, гражданским карабинам на базе автомата Калашникова можно вернуть возможность стрелять очередями, принимать штатные армейские магазины на 30 патронов или снимать перегородку в «огражданенных» магазинах, которые выглядят как армейские, но из-за нее не могут вмещать больше десяти боеприпасов.

Во-вторых, эхо локальных войн. Тут главную роль играют кадровые сотрудники силовых ведомств, которые везли оружие из командировок в Чечню. Многие такие факты вскрывались при расформировании подразделений УБОП в регионах. Так, в 2001 году руководство саратовского СОБРа спрятало огромный арсенал из хранилищ Приволжского УБОП в одном из прудов за городом, завернув оружие и боеприпасы в водонепроницаемую оболочку. Все вскрылось, когда местный рыбак случайно выловил трубу противотанкового гранатомета.

Фото: Anton Belitsky/Russian Look/Global Look Press

В-третьих, до сих пор остались образцы советского вооружения времен Второй мировой. В крайне редких случаях речь идет об экземплярах, добытых «черными копателями» и пригодных для восстановления. Такое тоже встречается. Например, неонацист Никита Тихонов застрелил адвоката Станислава Маркелова и журналистку Анастасию Бабурову из пистолета Браунинг модели 1910 года (из такого же накануне Первой мировой войны был застрелен в Сараево эрцгерцог Фердинанд).

Частный детектив Вячеслав Дёмин утверждает, что основная доля оружия, добытого «чёрными копателями», приходит в Россию с Украины, где, по его словам, оборот упрощён.

«Весь вопрос его сначала откопать, а потом привести в состояние боевого. Приводят в боевое состояние и ППШ, и пулеметы Дегтярева. И переправляют контрабандой в разобранном виде: по Украине в разобранном виде оружие можно перевозить любое. Чтобы оно считалось небоевым, там есть целый свод правил: должен быть ствол просверлен, бойка в затворе не должно быть. Тут же вся боеспособность сохраняется», — говорит Дёмин.

Но чаще это старое оружие, тем или иным способом украденное с законсервированных складов. В послевоенный период несколько произведенных в огромных количествах моделей стрелкового оружия быстро заменялись новыми системами, вроде автомата Калашникова или пистолетов Макарова и Стечкина, а другие отправлялись в запасники. Там некоторое количество этого оружия хранится и до сих пор.

По официальным данным, на территории России находятся более двух миллионов единиц незарегистрированного оружия, ежегодный прирост похищенного оружия достигает 10%. Некоторые специалисты утверждают, что данные не отвечают действительности и число незарегистрированного оружия составляет порядка 10 миллионов единиц.

«Давайте немного пофантазируем. Этим оружием можно вооружить несколько дивизий. Та братва, которая у нас осталась после 90-х годов, у них стволы есть. Но сейчас не 90-е годы. Такой вал оружия, который сейчас обнаруживается, покупать никто не будет. Значит, оно складируется для чего-то. Но это мы фантазируем, повторюсь», — говорит Вячеслав Дёмин.