В авиакатастрофе в Германии погибла 55-летняя Наталия Филёва, обладательница состояния в $600 млн, совладелец S7 Group, крупнейшего частного авиационного холдинга России и главного конкурента «Аэрофлота». Эта компания также является условным российским аналогом Space X Илона Маска, занимаясь коммерческими запусками космических аппаратов. За два года до гибели Филёва вошла в список Forbes богатейших женщин России. News.ru разбирает версии случившегося и вспоминает историю авиакосмической империи, которую погибшая создала вместе со своим мужем Владиславом на базе новосибирского осколка советских авиалиний.
Авиакатастрофа произошла вечером 31 марта. При заходе на посадку в аэропорту близ Франкфурта-на-Майне разбился самолет Epic LT. В нём было два пассажира — Наталья Филёва и её отец Валерий Карачев. Обломки самолёта были разбросаны компактно, в радиусе 20 метров. Никто не выжил. У погибшей Наталии Филёвой было двое детей.
Бизнес-джет летел в Германию из Москвы с остановками в Кракове и Каннах. Самолёт активно эксплуатировался. С начала 2019 года он совершил около 30 рейсов. В 2015 году этот самолёт уже попадал в аварию, приземлившись в Москве с поломанным шасси. За штурвалом тогда находился сам Владислав Филёв.
Что касается катастрофы 31 марта, ТАСС со ссылкой на представителя Германской службы безопасности полётов называет пилота Андрея Дикуна наиболее вероятным её виновником. Он мог потерять управление во время крутого поворота. Самописцев на борту воздушного судна не было.
Аэропорт Эгельсбах, где произошло крушение, называют одним из самых опасных в Европе — из-за туманов и отсутствия курсо-глиссадной системы сопровождения посадки. С 2003 по 2012 годы там разбились пять самолётов, 10 человек погибло.
Семейный бизнес Филёвых был создан в 1997-1998 годах, когда супруги Наталия и Владислав выкупили акции у сотрудников новосибирской авиакомпании «Сибирь». Глава семьи, бывший военный инженер, на тот момент уже имел опыт в бизнесе и менеджменте — от завода «Металлист» до ОАО «БогучанГЭСстрой». Государство сохраняло блокирующий пакет акций «Сибири» (ныне называющейся S7) до 2013 года, когда он был так же выкуплен структурами Филёвых более чем за 1,1 млрд руб.
С самого начала бизнес Филёвых приступил на волне кризиса 1998 года к поглощению мелких авиаперевозчиков. К 2001 году они скупили «Внуковские авиалинии», тем самым выйдя на столичный рынок. Базой для развития на нём стал аэропорт Домодедово. В начале нулевых «Сибирь» уже заняла второе место в стране по пассажирским авиаперевозкам, и первое — по работе на внутренних маршрутах.
В 2005 году Владислав и Наталья Филёвы создали ЗАО «Группа компаний «С7» с неофициальным названием S7 Group. В неё вошли как «Сибирь», вскоре переименованная в S7 Airlines, так и туристическая фирма «С7 трэвел ритэйл» и ряд других дочерних организаций, например, ещё одна авиакомпания «Глобус», специализирующаяся на чартерных рейсах.
С середины нулевых годов S7 Group претендовала и на контроль над зарубежными авиаперевозчиками, в частности, пыталась купить Austrian Airlines и Cyprus Airways. Оба раза — неудачно. Однако группа компаний Филёвых смогла выкупить бренд последнего авиаперевозчика и начать полёты с Кипра под его названием.
В кризис 2008-2009 годов авиакомпания «Сибирь» чуть не обанкротилась из-за убытков, однако Филёвым удалось спасти свой головной актив и сохранить над ним контроль.
В последние годы холдинг S7 Group включал в себя около пятнадцати компаний, которые занимались не только авиаперевозками, но и обслуживанием воздушных судов, обучением авиационного персонала, организацией путешествий, а также запуском космических объектов на орбиту.
Выручка ЗАО «Группы компаний С 7» в 2015 году составила 1 млрд 305 млн руб., чистая прибыль — 847 млн руб. Выручка S7 Airlines в том же году составила всего 82 млрд 215 млн руб. В одних только авиакомпаниях группы работают 2,7 тыс. человек.
В 2016 году группа компаний подписала контракт о покупке у РКК «Энергия» плавучего космодрома «Морской старт» в калифорнийском порту Лонг-Бич. Именно с этого момента холдинг Филёвых стали сравнивать с другим крупнейшим оператором космическим запусков — Space X Илона Маска. Их компания стала первой частной организаций в России, занимающейся коммерческими пусками. В 2018 году стало известно о планируемом переименовании S7 Group в S7 AirSpace Corporation (С7 авиационно-космическая корпорация).
Наталия Филёва играла активную роль в семейном бизнесе и возглавляла совет директоров группы, в то время как её муж в последние годы посвятил себя космическому направлению в их совместном предприятии. Их дочь Татьяна Филёва тоже работает в S7, где занимается маркетинговой политикой. В 2016 году под её кураторством инди-рок-группа OK Go и S7 Airlines сняли первый в истории клип в невесомости.
В 2017 году Наталия Филёва впервые вошла в список Forbes. В 2018-м, с состоянием оцененным в $600 млн, она заняла четвёртое место в рейтинге самых богатых женщин России и 172-е — в списке российских миллиардеров.