Как ульяновская «Волга» обставила премьер-лигу

Футбол 15 ноября, 2019 / 09:29

Вице-президент ульяновской «Волги» Сергей Кузьмин рассказал News.ru о том, как в клубе пришли к идее изготовления лимитированных маек с изображением Александра Пушкина, Владимира Ленина и Льва Яшина, а также куда идут средства, которые представитель Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ) выручает с продажи данной экипировки на аукционах.

— «Волга» уже не первый раз взрывает медиапространство своими маркетинговыми ходами, создавая весьма креативный дизайн игровых маек, которые всегда приурочены к какой-либо дате. Откуда взялась идея делать что-то подобное и как клуб из ПФЛ к этому пришёл?

— Идея была подсмотрена в Италии, так что на международном пространстве мы не первые, кто подобное реализовывает. Сначала у нас была акция с майками с изображением Ленина, которая имела огромный резонанс. Поэтому на этот сезон мы запланировали сразу несколько подобных кейсов. Стараемся, чтобы люди или события были так или иначе связаны с нашим регионом, а мы затем «Волгой» это всё «подсвечиваем». Если раньше среди команды встречалось некое непонимание, то теперь такие вещи встречаются футболистами на ура. Каждая идея рождается группой энтузиастов, которые находятся не только в команде, но и вне её. У нас такая политика, что мы события, к которым приурочен матч, должны показывать и рассказывать. Плюс выход лимитированных игровых маек, которые после матча будут проданы на аукционе. Вырученные средства «Волга» направляет на благотворительность. Это хорошая и интересная история, которая вызывает только положительный отклик.

— Сколько уходит времени на реализацию каждой идеи?

— Само изготовление майки занимает не более двух недель. Причём тут учитываются и корректировки самого изображения, если это делают дизайнеры технического спонсора, как это было с формой на 1 сентября. Если же мы сотрудничаем с художником Егором Холтовым, то он наши идеи по изображениям реализует дня за три-четыре, как вот сейчас было со Львом Яшиным. Примерно столько же времени ушло на Ленина. Очень рад, что есть компании, которые готовы изготовить экипировку в кратчайшие сроки, фирме «2К» также интересно то, что мы создаём. Было ещё несколько нереализованных кейсов, которые были предложены со стороны технического спонсора. Для них это тоже новая сторона бизнеса. Они даже специально изготовили партию формы, чтобы отправить её в Англию — там она понравилась коллекционерам.

— А сколько стоит изготовить такую партию маек для команды?

— У нас есть определённые договорённости по количеству комплектов экипировки на сезон. Все остальные вещи делаются на внебюджетные средства, поэтому «Волге» они не стоят практически ничего. Зато потом на аукционе клуб выручает неплохие средства, которые после направляются нашему партнёру — благотворительному фонду «Дари добро». Дальше средства идут тем, кто в них больше всего нуждается, тут всё очень прозрачно в этом плане.

— Наверное, и клубу тоже можно заработать. Я имею в виду помимо благотворительности.

— Мы пока заняли такую позицию, что наши лимитированные футболки должны быть ограниченным числом, чтобы на продаже находились заигранные в конкретной встрече майки. Поэтому априори их может быть много — заявка на встречу небольшая же. Не исключаю, что в дальнейшем это может стать одним из вариантов дохода «Волги». Мы, кстати, от той партии в 300 маек, которая отправилась в Европу, заработали порядка 20% с общей суммы. Так что кое-чего мы всё же смогли получить с одного кейса.

— Будете ли дальше сотрудничать с ребятами из «2К»? Тем более что им понравилось работать с командой из Ульяновска.

— Контракт у нас на год. Изначально мы устраивали конкурс за право стать нашим техническим спонсором. Ранее нас одевала Joma, но решили по цене/качеству перейти на «2К» — плюс они быстрее реагируют на все наши истории с лимитированной продукцией, у них и офис в Москве, что упрощало внесение различных правок и оперативное изготовление. Теперь будем смотреть и перезаключать соглашение на следующий сезон. В идеале мы ищем технического спонсора, который будет одевать команду бесплатно.

— Думается, что сейчас ваш нынешний партнёр пойдёт на большие уступки, чтобы вас удержать, так?

— Сейчас ситуация выглядит так, что наш технический спонсор, у которого много других контрактов, старается нам отдать то, что мы просим, как можно быстрее. Находимся, если можно так сказать, в приоритете.

— Почему клуб из ПФЛ может делать такие истории, параллельно занимаясь благотворительностью, а коллективы из премьер-лиги, которые более богатые, ограничиваются более простыми акциями?

— У каждого свои цели и задачи, а также есть люди, которые отвечают за данное направление. Мне сложно судить о том, почему они ничего подобного не делают. Тут ведь какие цели преследуются: популяризация клуба, а также той личности, которая изображается на продукции. У нас также идёт повышение узнаваемости региона в целом. Так что лучше адресовать данный вопрос представителям клубов РПЛ. Возможно кому-то эта история просто не нужна, их устраивает посещаемость, есть над чем думать. На мой взгляд, большинству клубов такой кейс просто не повредит. Когда смотришь на то, сколько болельщиков ходит на трибуны, то видишь, что аудитория многих клубов очень маленькая. Надо менять подход к подаче продукта на самой арене, чтобы привлечь к себе новых болельщиков и удержать тех, кто уже ходит на матчи клуба.

Понятно, что при этом нужен результат, это ведь одна из главных составляющих того, что трибуны заполняются. Мне вот сейчас часто предъявляют то, что «Волга» очень много проигрывает. У нас, к сожалению, результаты не те, на которые мы рассчитывали, но если бы мы не проводили работу по продвижению своего бренда, то, наверное, вообще бы никто не приходил. Очень надеюсь, что у нас подтянется спортивная составляющая, что должно дать большой эффект по заполняемости трибун. Если раньше нас на YouTube смотрело по 500–600 человек, то сейчас более 3000.

— Кто-то из клубов выражал «респект» за вашу идею с майками, старались, может, узнать подробности кейса?

— Меня звали в этом году на три различные конференции, где я выступал с данной темой. Не так давно «Волгу» включили в список трёх российских клубов, которые совершают какую-то интересную движуху в информационном пространстве. Вместе с нами был петербургский «Зенит» с их фишкой «Идёт волна», казанский «Рубин» с историей вокруг Романа Шаронова и мы со своими майками. Кстати, когда выпускали серию ко дню рождению Пушкина, то потом пригласили около тысячи иностранных студентов на наш домашний матч. Им очень понравилось, они нас поддерживали все 90 минут.

— Приятно оказаться в списке, где вашими соседями являются крепкие клубы из РПЛ «Зенит» и «Рубин»?

— Я за то, чтобы у каждого клуба было своё лицо. Спортивные результаты — это важный компонент, но это одна из частей жизни. Это ведь также и готовность самого региона быть конкурентоспособным, у нас ведь разные возможности. Кто-то может в футбол вложить 600 млн рублей, а кто-то не хочет выделять на это деньги. Поверьте, если бы у нас была возможность вложить 200 млн в клуб, то давно бы мы выступали в Футбольной национальной лиге (ФНЛ). У нас задача не потратить много миллионов на непонятно какую историю, надо создать жизнь вокруг клуба, причём в разных направлениях. Мы бы очень хотели сейчас находиться в первой лиге, но не менее важно заниматься формированием любви к клубу, его прозрачности.

Многие ведь жаловались, что у нас ничего нет. Стадион и поле хорошие — для спортсменов создано всё, а вот для болельщиков... Пока даже навеса над трибунами нет. Но потихонечку всё улучшается. Если раньше была одна точка питания, то сейчас их уже несколько, не было атрибутики — появилась.

— То есть у вас развитие постепенно есть?

— Да. Лучшее, что есть в других клубах — это мы стараемся перенимать, при этом не пуская на это бюджетные средства. Хочется когда-нибудь сыграть в Лиге чемпионов с ЦСКА у себя дома. Ну или со «Спартаком», за который я болею (улыбается).

— Все эти маечные истории привлекли какое-нибудь внимание спонсоров или меценатов?

— Есть такое внимание со стороны спонсоров на федеральном уровне, так как в Ульяновске нас многие знают, со многими мы уже сотрудничаем. Сейчас достаточно легко приходить серьёзным спонсорам, им сразу понятны стратегия и идеология клуба. Можно же всё увидеть: пресс-конференции, бренд-бук. Мы так задружились с VK. Да, они не выделяют денег, но у нас с ними очень интересная партнёрка. На следующий год у нас приходит сразу несколько крупных спонсоров.

— То есть на следующий год планируется, что будет больше внебюджетных средств в «Волге»?

— У нас задача за три-четыре года увеличить долю внебюджетных средств до 40–50% бюджета. Надо стараться зарабатывать самим.