Владимир Зеленский первый свой зарубежный визит в должности президента решил совершить в Брюссель — для обсуждения с генсеком НАТО и другими евробюрократами «стратегии возвращения Крыма». Очевидно, советники нового гаранта украинской конституции решили подчеркнуть тот вектор, в котором страна будет двигаться ближайшую пятилетку, и окончательно развеять обвинения в «пророссийскости» Зеленского. Поездка носит выраженный мейнстримный характер, но из переговоров вряд ли выйдет толк: европейцы заняты своими проблемами после выборов в Европарламент, а срок полномочий нынешних глав ключевых институтов ЕС уже подходит к концу.
Президент Украины Владимир Зеленский 4 июня в Брюсселе примет участие в заседании Комиссии Украина — НАТО и встретится с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Как сообщила пресс-секретарь президента Украины Юлия Мендель, 5 июня он проведёт встречу с президентом Европейского совета Дональдом Туском, президентом Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером и другими высокопоставленными лицами европейских и евроатлантических структур. В центре переговоров — стратегия «возвращения Крыма».
Не думайте, что эта администрация забыла про Крым. Ведутся постоянные консультации. Во время первого зарубежного визита Зеленского вопрос Крыма будет тоже подниматься, — сказала она на брифинге и пообещала обнародовать решения руководства страны, касающиеся Крыма.
По словам Мендель, администрация президента хочет быть прозрачной, но не готова говорить о каких-то слухах до принятия решений.
Какие конкретные меры и решения может обсуждать Зеленский в отношении Донбасса и Крыма — большой вопрос. Срок полномочий Туска, Юнкера и других еврочиновников истекает уже этой осенью, а после недавних выборов в Европарламент, усиливших фрагментацию элиты, их могут сменить политики совсем другой формации. В этом смысле какие-либо договорённости здесь вряд ли возможны, не считая, конечно, рядовых туманных заверений о дальнейшей интеграции Украины без предоставления стране членства в ЕС и НАТО.
Впрочем, это не отменяет усилий Киева сыграть на непростых отношениях России и НАТО. Не секрет, что последние годы Киев активно пытался предложить свою территорию, например для встраивания в систему противоракетной обороны, которая, как хотели бы в Североатлантическом альянсе, была бы способна прикрыть «весь европейский периметр». Гипотетически это возможно с точки зрения взаимодействия Альянса со странами-партнерами, но практически упирается не только в позицию России (в Москве такой вариант рассматривают как угрозу и вызов), но и реальные возможности фрагментированной системы ПВО-ПРО Украины.
Периодические стрельбы зенитными ракетами и маневры ВСУ в районе Крыма — не только проверка боеспособности, но и в том числе попытка связать имеющиеся средства в единое целое и продемонстрировать возможности перед полноправными членами НАТО. При этом работа европейских и американских специалистов в оборонном секторе Украины — секрет Полишинеля. Поэтому у нового президента есть некоторые возможности подкрепить популизм действиями, не представляющими прямой угрозы для России, но в то же время неприятными для Москвы.
Симптоматично, что спустя несколько часов после переговоров с Зеленским генсек НАТО также проведёт встречу с президентом Польши Анджеем Дудой. Последнее время Варшава демонстрирует готовность стать верным форпостом НАТО в Европе. Так, ожидается, что в ходе визита польского президента в Вашингтон, где его 12 июня примет президент США Дональд Трамп, будет дан стран реализации проекта так называемого «Форта Трампа». Речь идёт об увеличении американского военного контингента в Польше для отражения, как уверяют поляки, «российской агрессии» и других проявлений «неоимпериализма Москвы».
Контакты между Украиной и НАТО не прекращались при Порошенко, не прекратятся они и при Зеленском, хотя были надежды, что с его приходом внешнеполитический курс Украины мог быть подкорректирован в более прагматичном ключе, — отмечает News.ru политолог Александр Дудчак. — У Зеленского была возможность сыграть на внешнеполитических ошибках Порошенко, но сейчас, получается, он идёт по пути своего предшественника.
Принятие страны в НАТО предполагает определённую ответственность, но в Киеве и так готовы выполнять все обязательства перед Брюсселем, а значит, как считает Дудчак, Украину и дальше будут кормить обещаниями. Киеву же ничего другого не остаётся, как продолжать поддерживать риторику относительно «неизбежного вступления страны в Североатлантический альянс».