Четвёртый день нахождения Владимира Зеленского на посту президента Украины отметился тремя резонансными новостями. 23 мая информагентства сообщили, что, во-первых, Зеленский вроде как отказался от переговоров с Россией. Во-вторых, он впервые назвал Российскую Федерацию «агрессором». В-третьих, петиция с требованием о его отставке набрала достаточное количество подписей для её рассмотрения. Курьёзность ситуации в том, что два из этих заявлений, по сути, никакими заявлениями не были, а петицию об отставке, согласно законодательству Украины, теперь обязан рассмотреть сам Зеленский.
О России как «агрессоре» Владимир Зеленский рассказал во время выступления на ежегодном украинском форуме интернет-деятелей iForum 2019. Правда, говорил Зеленский не о двусторонних отношениях, а о развитии IT-технологий.
Есть отчёт ООН о развитии электронного правительства за 2018 год. И мы с вами чётко сможем увидеть, к чему стремиться. Мы сегодня, как бы прискорбно это ни звучало, проигрываем Казахстану, Беларуси, Узбекистану, Грузии, Молдове, странам Балтии и агрессору, — сказал новый президент.
От переговоров с Россией он «отказался» как раз по пути к трибуне: проходя в окружении охраны мимо журналистов телеканала «Громадське», на вопрос «Владимир Александрович, будут ли переговоры с Россией?» Зеленский, не останавливаясь и не поворачивая головы, бросил короткое «Нет».
В тот же день СМИ подняли на щит новость о том, что опубликованная 22 мая на сайте президента Украины петиция с требованием отставки Зеленского набрала достаточное количество голосов для рассмотрения — более 25 тысяч подписей. Теперь, согласно украинскому законодательству, её должен рассмотреть глава государства — Владимир Зеленский. В самой петиции, автором которой является некто Максим Безрук, на полном серьёзе сообщается, что на самом деле избранного президента Украины не поддерживает 73% избирателей и это вроде как показал второй тур. Зеленский лишь консолидировал протест, «не давая конкретных обещаний и политических ориентиров», а первые его действия разочаровывают избирателей и разрушают эту самую временную консолидацию.
Складывается недопустимая ситуация, когда «слуга народа» не имеет моральных обязательств перед своим народом, сформированных в предвыборном процессе, — заключает автор петиции.
Пространная аргументация обращения и абсурдность ситуации, когда заявление об отставке Зеленского должен рассмотреть сам Зеленский, позволяют сделать вывод — петиция не будет иметь какого-либо политического значения.
Что касается формулировок Зеленского, связанных с Россией, то, отстраняясь от пропаганды, следует сопоставить нынешние слова украинского президента с тем, что он и его команда говорили ранее.
21 мая глава администрации президента Андрей Богдан заявил, что президент Украины готов вынести на референдум вопрос об урегулировании конфликта с Россией.
Вопрос о достижении мирных договорённостей с Россией: мы рассматриваем вынесение на народный референдум, чтобы не только депутаты проголосовали и не только президент, чтобы народ Украины принял это решение, — заявил Богдан.
Достигнуть «мирных договорённостей», очевидно, можно только тогда, когда, по оценке спикера, есть конфликт. То есть эта фраза Богдана не противоречит нынешнему выражению Зеленского. Кроме того, во время встречи с представителями американской делегации Зеленский также заявлял о якобы имеющейся «российской агрессии» и призывал США ужесточить санкции против России. Впоследствии Богдан истолковал призыв Зеленского к новым ограничениям как ответ на якобы бездействие Москвы в отношении украинских инициатив — в частности, об освобождении задержанных в Керченском проливе украинских моряков.
В общем, определение Зеленским России как агрессора не противоречит его предыдущим заявлениям. Во время предвыборной кампании он, как и другие украинские политики, обещал вернуть Крым в состав Украины, хотя и добавлял, что не знает, как это сделать.
Другое дело — отказ украинского президента от переговоров с Россией. По идее, он противоречит его же инициативе о проведении референдума и некоторым предвыборным обещаниям Зеленского. Например, ещё в декабре 2018 года он обещал вести переговоры с кем угодно, лишь бы прекратить конфликт в Донбассе. В то же время по крайней мере один намёк на отказ от переговоров с Москвой Зеленский уже делал: 31 марта на вопрос журналистов, что политик скажет при встрече Владимиру Путину, он ответил: «Спасибо, что вернули территории. Сколько вы готовы заплатить за восстановление Донбасса?»
Первое, что можно предположить о последнем заявлении Зеленского на форуме — президента просто застали врасплох неожиданным вопросом и он «решил сказать то, что от него хотят услышать», полагает украинский портал «Страна.ua». Но издание не исключает и другой версии — он решил отложить переговоры до завершения выборов в Верховную раду и формирования парламентской коалиции. Последняя инициатива о референдуме вызвала негодование у националистически настроенных избирателей, поэтому в команде украинского президента могли решить «не раскачивать лодку». В таком случае Зеленский может разочаровать другую часть электората — тех, кто ожидал от него миротворческих инициатив.
В любом случае, реплика об отказе вести диалог с Москвой была сделана Зеленским вскользь. Поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы, следует дождаться более подробных объяснений от президента Украины, пишут киевские журналисты.