Президент Сербии Александр Вучич 28 мая сделал громкое заявление: он привёл армию и спецназ МВД в полную боеготовность после арестов сербов в Косово, в ходе которых был задержан гражданин России. Между тем полицейская операция косовских албанцев началась на следующий день после того, как Белград официально выразил готовность признать Республику Косово. В Приштине заявляют, что аресты мотивированы борьбой с организованными преступными группами, занимающимися контрабандой. Однако не исключено, что полицейский рейд в сербских районах Косово и Метохия — способ оказать давление на Белград, который и так уже продемонстрировал готовность идти на уступки.
28 мая полицейский спецназ косовских албанцев (ROSU) задержал более 10 человек на территории общины Зубин Поток Косовско-Митровицкого округа, в том числе россиянина, сотрудника Миссии ООН по делам временной администрации в Косово Михаила Краснощёкова. Сейчас над выяснением обстоятельств его задержания работает посольство РФ в Сербии. Представитель российского МИД Мария Захарова оценила события в Косово как «очередную провокацию Приштины, направленную на устрашение и выдавливание неалбанского населения, установление контроля над этими районами силовым путём».
В ответ на полицейскую операцию косоваров президент Сербии Александр Вучич отдал приказ привести армию и спецназ в состояние боевой готовности. Директор канцелярии по Косово и Метохии правительства Сербии Марко Джурич в интервью телеканалу RTS заявил, что утром 28 мая «вооружённые до зубов» подразделения ROSU ворвались в сербские районы на севере Косово и Метохии с целью «посеять панику». В ответ на действия албанских силовиков мирные жители соорудили на улицах баррикады. Джурич пообещал, что в случае, если полицейская операция не прекратится, белградские силовики ответят на неё «в течение дня».
В свою очередь, в Международной миссии под эгидой НАТО в Косово и Метохии (KFOR) заявили о том, что не будут вмешиваться в операцию ROSU.
Операция косовской полиции проходит по распоряжению прокуратуры во всём Косово, не только на севере, и ... направлена против людей, обвиняемых в коррупции и криминале. Мы следим за ситуацией, находимся в контакте с властями в Приштине, для нас также открыта коммуникация с Сербией, — цитирует агентство Tanjug пресс-секретаря KFOR Винченцо Грасо.
По версии косовских албанцев, цель полицейской операции — задержание руководителей преступных групп, подозреваемых в контрабанде и взяточничестве. Среди арестованных в том числе сотрудники полиции и таможни города. В ходе столкновения с местными жителями трое бойцов ROSU получили ранения.
Премьер-министр частично признанной Республики Косово Рамуш Харадинай заявил в своём Facebook, что полицейская операция не имеет каких-либо политических целей и не направлена «против сербов в целом».
Как премьер-министр страны я подтверждаю, что речь идёт о верховенстве закона и ничего более. Я приглашаю сербов на севере сохранять спокойствие и уважать закон, — добавил Харадинай.
Однако основная причина недовольства сербской стороны заключается в том, что территории т. н. Северного Косово, где проходит полицейская операция косоваров, — спорный регион. В Белграде неоднократно заявляли, что не согласятся с передачей под контроль Приштины этих районов, около 90% населения которых составляют этнические сербы. Сейчас Северное Косово фактически не находится в подчинении ни у властей Сербии, ни у властей Республики Косово и управляется международным сообществом. К слову, Республика Косово претендует на установление контроля над тремя муниципалитетами на юге Сербии — Прешево, Медведжа и Буяновац, с преимущественно албанским населением, на что в Белграде также пойти не готовы.
Обострение отношений между Приштиной и Белградом произошло сразу после резонансного заявления сербского президента Александра Вучича, сделанного 27 мая в ходе экстренного заседания парламента Сербии. Он заявил, что официальному Белграду необходимо прекратить заниматься «ложью и самообманом» и признать «фактическую потерю» Косово.
У нас есть только две возможности: одна — нормализовать отношения, а вторая — перевести конфликт в замороженную стадию, но тогда албанцы смогут его разморозить, когда захотят. Поэтому второй вариант не может стать решением косовского вопроса, — сказал глава Сербии.
При этом в ходе выступления сербский президент фактически предсказал эскалацию этнического противостояния в Северном Косово: по его словам, из-за того, что в последнее время «албанцы ведут себя всё нервознее», их нападение на сербов в Косово и Метохии — «вопрос дней и месяцев».
Косовские албанцы сейчас ждут признания своей независимости Сербией и пытаются давить на Белград — других способов, кроме силового давления, в Приштине не знают, — отмечает руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.
Эксперт напрямую связывает полицейскую операцию косоваров с заявлением Вучича о признании Республики Косово.
Это чистой воды демонстрационная акция — таким образом косовские албанцы стараются дать понять Белграду, что условия здесь ставят они, и одно из ключевых условий — установить контроль над тремя муниципалитетами на юге Сербии — Прешево, Медведжа и Буяновац, о чём в Приштине неоднократно заявляли, — объясняет она.
В то же время сейчас сербы фактически поставили «под ружьё» вооружённые силы на юге страны и, видимо, готовы защищать свою территорию, указывает Гуськова. Но дальнейшей эскалации конфликта, в том числе вхождения уже сербских военнослужащих на территорию Косово, скорее всего, не произойдёт, заключает аналитик.