Офицер украинской территориальной обороны Антон Сербин сообщил, что в результате ударов в Сумской области уничтожено главное предприятие страны по производству боеприпасов. По данным СМИ, речь идет о заводском комплексе в городе Шостке. Опрошенные NEWS.ru эксперты считают, что это событие неизбежно скажется на интенсивности огня ВСУ — особенно на фоне перебоев в поставках снарядов из Европы. Могут ли украинские войска насовсем лишиться ракет — в материале NEWS.ru.
Офицер 104-й бригады теробороны Украины Сербин рассказал об уничтожении «главного национального объекта по производству боеприпасов» в интервью Le Monde. Издание указало, что речь идет о предприятии в Шостке — в этом городе расположены сразу несколько объектов, работающих на нужды ВСУ, включая завод по производству детонаторов и химический комбинат. По версии СМИ, удар был нанесен 31 декабря 2024 года.
«Будучи главным промышленным центром страны по производству взрывчатых веществ и боеприпасов, Шостка подвергалась массированным авиаударам. В 2024 году заводы „Звезда“ (порох) и „Импульс“ (детонаторы) несколько раз подвергались нападениям, в том числе 31 декабря 2024 года по ним было выпущено 13 баллистических ракет», — говорится в публикации.
Шостка находится примерно в 60 км от границы с Россией как на восток, в направлении Курской области, так и на север — к Брянской. В Сети ситуацию с ударом по военным объектам в городе описали как взрыв главной «пороховой бочки» ВСУ.
Министерство обороны РФ не подтверждало эти сведения. Однако в сводке ведомства за указанную дату сообщалось о поражении предприятия, «производящего пороховые заряды» для нужд украинской армии. Местонахождение объекта не уточнялось.
Шосткинские заводы «Звезда» и «Импульс» действовали непрерывно со времен Российской империи и были открыты в 1771 и 1848 годах соответственно. Как рассказал в беседе с NEWS.ru капитан I ранга запаса Василий Дандыкин, эти предприятия были соединены в единый комплекс. «Это очень важные заводы, где производились в основном взрывчатка, капсюли и снаряды», — сказал он.
По словам независимого военного эксперта Михаила Онуфриенко, объекты не только выпускали боеприпасы для подствольных гранатометов, но и пытались наладить производство 155-миллиметровых снарядов — натовского калибра. «Насколько украинцам это удалось — неизвестно», — заметил он.
Но самое главное, сообщил NEWS.ru военный эксперт редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, там производились заряды для украинских ракет различных модификаций. «Взрывчатые вещества шли на изготовление изделий различного назначения. В принципе это позволило Украине создать ограниченное производство некоторых видов ракетного вооружения — тех же ракет „Нептун“ и „Ольха“», — сказал Леонков.
Обстрел заводов в Шостке 31 декабря, о котором сообщил Сербин, не был единственным. Военный блогер Юрий Подоляка утверждал, что еще в январе 2024 года территорию «Импульса» поразили семь российских ракет Х-59 класса «воздух — земля». «Каждая такая ракета несет боевую часть весом около 300 кг и при точном попадании вполне способна уничтожить целый небольшой цех», — написал он. Минобороны не комментировало эти данные.
В конце ноября 2024-го стало известно об атаке на заводской комплекс с применением российских БПЛА «Герань». Председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам суверенитета Владимир Рогов тогда сообщил, что на предприятии произошла вторичная детонация боеприпасов. Взрывы продолжались более двух часов, а огненный столб был хорошо виден из города Глухова в 33 км от Шостки. Эту информацию МО РФ также не подтверждало.
Дандыкин не исключил, что предприятие добивали корректируемыми авиабомбами, чтобы обеспечить покрытие больших площадей оборонных заводов. Онуфриенко в свою очередь отметил: «Самое главное, что как завод по производству взрывчатых веществ, скорее всего, это предприятие уже не функционально».
Украинские военнослужащие неоднократно жаловались на нехватку боеприпасов в войсках. Агентство Associated Press в феврале опубликовало свидетельства офицера, поддерживающего связи более чем с 40 бригадами ВСУ. Он предполагал, что запаса боеприпасов у армии может хватить лишь на несколько недель. По словам источника, эту проблему невозможно решить без помощи союзников.
Представители командования ВСУ также обращали внимание на дефицит снарядов. Заместитель командующего ракетными войсками и артиллерией Сергей Мусиенко обращал внимание, что Киев еще никогда не получал требуемого количества артиллерийских боеприпасов.
До недавнего времени главным поставщиком оружия и боеприпасов Украине были США. Однако в марте Вашингтон приостановил всю военную помощь Киеву. При этом Кильский институт мировой экономики подсчитал, что европейские страны почти сравнялись со Штатами по этому показателю: если американцы передали оружия и снарядов на $69 млрд, то Европа — на $67 млрд.
Однако президент организации Мориц Шуларик считает, что страны ЕС и Великобритания не способны поставлять столько же боеприпасов и критических систем поддержки, таких как современные ракеты-перехватчики ПВО, артиллерийские снаряды и управляемые ракеты реактивных систем залпового огня. Чтобы обеспечить аналогичный уровень поставок, какой был у США, им потребуется до семи лет. Но главная проблема европейцев заключается в финансах. По словам главы евродипломатии Каи Каллас, у ЕС нет достаточного количества средств на запланированную в 2025 году поставку 2 млн снарядов для ВСУ.
Леонков подтверждает: Европа не справляется с предоставлением тех объемов помощи, в которых нуждается Украина. Однако Онуфриенко полагает, что определенный потенциал у коалиции партнеров Киева все же есть. «Основным поставщиком боеприпасов является Германия, которая все время сейчас плачется, что у нее уже опустошены склады. Но на самом деле надо понимать, что коалиция эта включает более 50 стран, в том числе Австралию, Канаду. Со всех них можно собрать достаточно много оружия», — считает он.
Дандыкин уверен, что уничтожение предприятия в Шостке неизбежно скажется на обеспечении украинской армии снарядами и интенсивности артиллерийского огня ВСУ. «Даже если завод на несколько месяцев выйдет из строя, это очень серьезно. Такого рода объекты взрывоопасны при восстановлении — может начаться детонация взрывчатых веществ», — сказал эксперт.
С ним согласен Леонков. «Когда выбивается такое базисное производство, то по-быстрому возобновить его будет сложно, а может, даже невозможно. Удары наносятся не только по таким заводам, которые занимаются взрывчатыми веществами, но и по тем, где идет окончательная сборка. Сейчас в интернете уже гуляет бумага о том, что у ВСУ сложности с боеприпасами и их нужно экономить», — подчеркнул аналитик.
Впрочем, перекрыть поставки зарубежного оружия на Украину будет нелегко, отметил Онуфриенко. Он напомнил, что техника и боеприпасы идут в страну фурами и поездами, которые маскируют под гражданские перевозки. «Фуры, в том числе под вывеской „Новой почты“, перевозят гаубицы, небольшие бронетранспортеры и снаряды. Чтобы перекрыть поставки, нужно ликвидировать железнодорожные пути, но они достаточно быстро восстанавливаются», — сказал эксперт.
По его словам, наиболее эффективным способом является уничтожение мостов через Днепр. «Их количество ограничено, они обеспечивают минимальное гражданское сообщение. Все боевые действия идут на левобережье Днепра. Поступает колоссальный объем военных грузов: топливо, боеприпасы, бронетехника, медикаменты. Условно говоря, там две дюжины мостов, дамб: крупноразмерные неподвижные цели, которые прекрасно видны из космоса и нанесены на все карты», — рассказал эксперт.
По его словам, «букет „Гераней“» не уничтожит опоры моста, но дырок в нем понаделает колоссальное количество. «Массированные налеты нанесут фатальные повреждения, которые придется устранять неделями или месяцами», — резюмировал он.
Читайте также:
«Зеленский неправ»: в Кремле ответили на обвинения во втягивании КНР в СВО