Что мешает Евросоюзу стать Соединёнными Штатами Европы

Европа 02 декабря, 2019 / 14:43

Спустя семь месяцев после выборов в Европарламент в Евросоюзе всё-таки завершилась смена власти: 1 декабря новый состав Европейской комиссии (ЕК) во главе с экс-министром обороны ФРГ Урсулой фон дер Ляйен приступил к работе. Перед политиком стоят амбициозные задачи на ближайшие пять лет, цель которых — не допустить превращения ЕС в статиста на фоне прогнозируемого доминирования Китая и США.

Перед голосованием по утверждению нового состава Еврокомиссии фон дер Ляйен выступила с речью, в которой заявила, что Евросоюз ждут «продиктованные временем» трансформации, и призвала к «новому старту» Старого света.

В течение следующих пяти лет нашему союзу предстоят трансформации, которые затронут каждую часть нашего общества и экономики. Мы будем это делать, потому что это правильно, а не потому, что это будет легко, — сказала она.

Особый упор фон дер Ляйен сделала на роль нового состава ЕК на мировой арене, назвав его «геополитической комиссией», которая «срочно нужна Европе». Среди главных вызовов она назвала борьбу с изменением климата, цифровизацию и вопрос миграции, однако реальных проблем, с которыми придётся столкнуться новой главе, больше, чем она называет.

Европейский совет по международным отношениям выделяет семь главных вызовов, которые во многом определят действия фон дер Ляйен. Во-первых, как отмечают в аналитическом центре, в рамках продвижения повестки по изменению климата внутри ЕС могут возникнуть противоречия: более обеспеченные страны Западной Европы могут столкнуться с сопротивлением со стороны правительств государств стран Восточной Европы, которые сомневаются в целесообразности «зелёной» повестки.

Фото: Zhang Cheng/Xinhua/Global Look Press

Во-вторых, необходимо дать ответ санкционной политике США, которая начала реализовываться в том числе и в отношении Союза. После того как Вашингтон вышел из СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) и вернул антииранские санкции, европейские компании оказались перед выбором — продолжать торговлю с Ираном с риском попасть под ограничения или переориентировать бизнес. В подобной ситуации они могут оказаться в случае введения нового пакета антироссийских санкций и ограничений, связанных с проектом «Северный поток — 2».

В-третьих, стоит задача преодолеть разногласия по вопросу обеспечения безопасности Европы. Франция выступает за большую независимость от НАТО и создание собственных сил безопасности, лоббируя программу PESCO, а страны Прибалтики и Польша, наоборот, хотят усиления взаимодействия с Североатлантическим альянсом и увеличения присутствия американского контингента в Европе. Германия в свою очередь занимает «выжидательную» позицию, отметая возможность принятия каких-либо решений до исхода президентских выборов в США 2020 года.

Четвёртый и пятый вызовы — необходимость комиссии фон дер Ляйен пересмотреть конкурентную политику ЕС и разработать механизм проверки иностранных инвестиций, который одновременно защищает чувствительные сектора и даёт компенсацию государствам — членам Евросоюза, которых просят отказаться от иностранного капитала. В дополнение к установлению общих процедур проверки ЕС должен предоставить комиссии право накладывать вето на иностранные инвестиции по соображениям безопасности, отмечают эксперты Европейского совета по международным отношениям.

В качестве ответа на шестой вызов — необходимость обеспечения кибербезопасности — аналитики предлагают создать специальное агентство, которое будет способно дать быстрый ответ на угрозы в киберпространстве и защитить страны Союза.

Последняя проблема связана с экономикой и необходимостью сдерживать Пекин. В случае успешной реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь» ЕС может уступить свои позиции влиятельной экономической силы. Для того чтобы это предотвратить, Европейский совет по международным отношениям предлагает усилить влияние таких структур, как Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития, в том числе за пределами ЕС.

Как отмечают в аналитическом центре, только успешное преодоление всех семи перечисленных проблем поможет Евросоюзу стать значимой геополитической силой на фоне возрастающего влияния Китая и становления биполярного мира, в котором КНР и США доминируют над другими акторами. При этом, по мнению аналитиков, только единство внутри ЕС может обеспечить достижение положительного результата.

Однако европейская консолидация кажется утопией: на фоне возрастающей конкуренции президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Ангелы Меркель более реалистичным кажется дальнейшее углубление противоречий внутри ЕС, в частности по вопросам безопасности и выстраиванию отношений с НАТО и США. Определённым дестабилизирующим фактором может стать и находящийся на последней стадии реализации лоббируемый Германией проект газопровода «Северный поток — 2». Страны Прибалтики и Польша занимают консолидированную позицию по противодействию проекту, как и не входящая в Союз Украина, для которой новый газопровод является прямой угрозой прекращения транзита. Наконец, Европейский совет по международным отношениям не учитывает затяжной развод с Великобританией. Продолжительная неопределённость по Brexit ведёт к неопределённости внутри ЕС и ставит вопрос: насколько представители страны, которая готовится покинуть союз, имеют право участвовать в процессе принятия решения по судьбе ЕС и как их голоса повлияют на существующий дисбаланс сил.