«Жёлтые жилеты» недовольны реконструкцией Нотр-Дама

Европа 23 апреля, 2019 / 08:45

«Жёлтые жилеты», впервые появившиеся на улицах Франции ещё в ноябре 2018 года, нашли новый предлог для продолжения многомесячных протестов. Демонстрантов возмутила реакция международной общественности и богатейших людей страны, готовых пожертвовать в общей сложности миллиард евро на восстановление Нотр-Дама после пожара, в то время как, по их мнению, проблемы нуждающихся «верхушку общества» не беспокоят. Очередная волна протестов привела к беспорядкам и массовым задержаниям. О том, сможет ли президент Франции Эммануэль Макрон найти общий язык с «жилетами» в ходе запланированного на четверг обращения, — в материале News.ru.

«Жёлтые жилеты» и Нотр-Дам

Уже 23-я по счёту акция «жёлтых жилетов» прошла во Франции в минувшие выходные. По данным Министерства внутренних дел страны, в ней приняли участие почти 28 тыс. человек. Только на улицы французской столицы вышло около 9 тыс. манифестантов. Как пишет Le Monde, число протестующих во французской столице, по официальным данным, по сравнению с прошлой неделей выросло почти в два раза, в то время как общее число незначительно снизилось. Для обеспечения безопасности в день проведения очередной акции на улицы страны вышли порядка 60 тыс. полицейских. Тем не менее беспорядков избежать не удалось: демонстранты поджигали автомобили, мопеды и велосипеды, громили витрины магазинов. В результате, пишет издание со ссылкой на штаб полиции Парижа, 217 человек были задержаны, из них 163 остались под стражей.

Основным фактором, который смог увеличить число протестующих в Париже, стало решение ряда богатейших людей страны выделить более миллиарда евро на восстановление Нотр-Дама, пострадавшего в результате пожара. Так, семья основателей L`Oreal Беттанкур готова пожертвовать 200 млн евро. Такую же сумму выделит семья Арно, владеющая компанией LVMH (в её портфеле бренды Dior, Fendy, Louis Vitton. — News.ru). По 100 млн евро выделят бизнесмен Франсуа-Анри Пино и нефтегазовая компания Total. Со своей стороны президент Франции Эммануэль Макрон пообещал восстановить один из символов Парижа в пятилетний срок.

Фото: Emili Puig/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

«Миллионы для Нотр-Дама, а что для нас, бедных?» — такие плакаты можно было увидеть в руках у демонстрантов. «Сначала люди, миллиард евро жёлтым жилетам» — гласили другие.

Я думаю, то, что случилось с Нотр-Дамом, — большая трагедия, но люди должны быть важнее, чем камни. И если бы у людей было чуть больше денег, то они тоже смогли бы помочь финансировать реконструкцию Нотр-Дама. По-моему, всё это отвратительно, — цитирует Associated Press представительницу «жёлтых жилетов».

Со своей стороны глава LVMH Бернард Арно заявил в своём выступлении перед акционерами компании, защищая решение о выделении 200 млн евро на реконструкцию собора, что нельзя противопоставлять восстановление Нотр-Дама помощи бедным.

Это неверное противопоставление. Весьма тревожно видеть, что во Франции тебя критикуют даже за то, что явно отвечает общественным интересам, — сказал Арно.

Первая демонстрация «жёлтых жилетов» прошла 17 ноября 2018 года с требованием отменить повышение налога на топливо, после чего акции приобрели еженедельный характер. Несмотря на то что в декабре президент Макрон пошёл на уступки протестующим по вопросам экономических реформ, вышедшие на улицы французы начали требовать уже отставки главы страны. Изначально «жёлтые жилеты» были аполитичным течением, организованным через социальные сети, однако затем к нему примкнули представители радикальных движений, которых считают основными провокаторами столкновений с полицией. Поддержку «жилетам» выразил и ряд политических партий, включая «Национальное объединение», возглавляемое Мари Ле Пен. Тем не менее у движения так и не появилось лидера, а его политические притязания не выходят за рамки критики президента. Последней попыткой перевести протестные акции в практическую плоскость была инициатива одной из участниц движения Ингрид Левавассер по составлению списка кандидатов для участия в майских выборах в Европарламент. Рядовые участники акции расценили действия Левавассер как попытку подмять под себя народную волю, в результате чего ей пришлось вычеркнуть свою кандидатуру из списка, а сама инициатива стала пробуксовывать.

Фото: Louai Barakat/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Тактика Макрона

На фоне непрекращающихся общественных протестов Макрон, чьи действия одобряет менее трети населения Франции, объявил о трёхмесячных народных дебатах, по итогам которых он планировал выступить с обращением. Речь президента должна была быть показана в эфире французского телевидения в понедельник вечером, однако была отложена из-за пожара в Нотр-Даме. Вместо этого президент выступил во вторник с обращением к нации, обещая восстановить собор за пять лет. «Жёлтые жилеты» раскритиковали такой шаг, отметив, что президент готов уже на следующий день говорить о важности реконструкции собора и найти на него средства, в то время как месяцами не может ответить на требования «жилетов» и рассмотреть вопрос повышения уровня жизни бедных слоёв населения. Выступить с обращением к протестующим Макрон готовится в четверг, однако ситуация с Нотр-Дамом уже успела наложить свой негативный след на его речь в их глазах.

Научный сотрудник отдела политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев в беседе с News.ru скептически отнёсся к перспективам президента Франции достичь компромисса с «жёлтыми жилетами» по итогам грядущего выступления.

Практика показывает, что за последние несколько месяцев договороспособность между Макроном и «жёлтыми жилетами» находится на очень низком уровне. Всё-таки стороны занимают диаметрально противоположные позиции. Макрон нацелен на то, чтобы реформировать французскую экономику в неолиберальном духе с тем, чтобы сбалансировать государственную систему финансов, бюджета, налогов, урезав социалку. «Жилеты», соответственно, выступают против этого, поэтому компромисс между ними пока не просматривается, — пояснил политолог.

При этом он подчеркнул, что Макрону очень важно убедить общественное мнение в том, что «жёлтые жилеты» не предлагают никакой конструктивной повестки и являются разрушителями всех основ. Поэтому он будет пытаться маневрировать и перехватывать их лозунги. «Всё, я думаю, затянется», — добавил Тимофеев.

Пока не видно чего-то, что могло бы поставить точку в протестном движении. Ситуация продолжает нагнетаться, но такого эффекта, как в ноябре — декабре, по числу протестующих и освещению в СМИ нет. Всё вошло в колею, которая раз за разом повторяется. Пока сложно сказать, затормозится ли движение, или возникнет новый кризис либо событие, которое его воспламенит, — сказал эксперт.

По его мнению, выборы в Европарламент представляются некой точкой, после которой может что-то проясниться, однако возникает вопрос того, сможет ли движение мобилизоваться и вылиться во что-то, подобное политической партии, или нет, и как это воспримут политические силы, которые находятся на крайних флангах и пока что его поддерживают.