Высадка в Нормандии и в целом вклад США и Великобритании в победу над гитлеровской Германией — повод для многочисленных споров, но зачастую дискуссии касаются не собственно исторических аспектов, а интерпретаций событий с опорой на идеологию. В действительности общая победа над нацистским злом — одна из немногих скреп, объединяющих Россию и Запад. О том, какой вклад в ликвидацию нацистской Германии внесли в 1944 году союзники, — в материале News.ru.
6 июня исполняется 75 лет с момента высадки в Нормандии. Эта военная операция, как и в целом вопрос вклада союзников в победу во Второй мировой войне, — повод для бесчисленных идеологических спекуляций. Но в этом году масла в огонь подлил и тот факт, что президент РФ Владимир Путин не был приглашён во Францию на торжества по поводу 75-летия нормандского десанта. Формально потому, что церемония проходит на уровне премьер-министров (возглавляет её премьер-министр Франции Эдуар Филипп). При этом на торжественные мероприятия — военный парад и встречи с ветеранами — ещё 5 июня прибыл американский президент Дональд Трамп. Впрочем, в Кремле также не приглашали иностранных лидеров на парад Победы 9 мая 2019 года.
В целом историческая оценка нормандского десанта — часть более широкого комплекса взаимных претензий со стороны России как исторического наследника СССР и Запада по поводу степени участия сторон в победе над фашистской Германией. Основные темы дискуссий не изменились со времён холодной войны.
Так, в СССР и затем в России обвиняли США и Великобританию в запоздалом вмешательстве в войну на западноевропейском театре военных действий (ТВД). Это отсрочило победу над Гитлером, а в Москве настаивали на открытии «второго фронта» практически с самого начала боевых действий.
При этом зачастую критики игнорируют тот факт, что в 1940–1943 годах союзники вели североафриканскую военную кампанию, закончившуюся в итоге разгромом крупной немецко-итальянской группировки. Кроме того, для США долгое время в приоритете была кампания против милитаристской Японии на тихоокеанском ТВД.
Зачастую в России любят спекулировать на потерях американцев в Нормандии, вызванных ошибками командования и некачественной техникой. Об этом обычно вспоминают в связи с очередной годовщиной операции или после премьеры голливудских фильмов на эту тему.
Для того чтобы понять, насколько эти претензии обоснованны, необходимо в общем виде описать события 75-летней давности.
6 июня 1944 года в «День Д» англо-американские войска открыли «второй фронт» на европейском театре военных действий. Операция «Оверлорд» началась с высадки воздушного и морского десанта на территории Северной Франции при поддержке кораблей (начальный этап операции «Оверлорд» получил кодовое название «Нептун»). В этой крупнейшей в истории десантной операции были задействованы до трёх миллионов человек — в основном военнослужащие США, Великобритании, а также солдаты из Австралии, Новой Зеландии и Канады.
Союзникам противостояли 58 немецких дивизий — 42 пехотных, девять танковых и четыре авиаполевых (так назывались сухопутные части, входящие в состав люфтваффе) — всего около миллиона человек. Эти силы были развёрнуты во Франции, Бельгии и Нидерландах, однако, во многом из-за того, что морской десант в Нормандии оказался для немцев неожиданностью, гитлеровцы не смогли собрать свои силы в единый кулак для того, чтобы защитить Западный фронт.
Формально операция «Оверлорд» завершилась 31 августа 1944 года после освобождения Парижа. Всего союзники потеряли в операции 56 197 человек убитыми и пропавшими без вести и 153 475 ранеными и пленными, потери немецко-фашистских войск составили более 250 000 убитыми и 200 000 пленными и ранеными. Кроме того, по разным данным, было убито от 24 700 до 38 890 мирных жителей.
Немцы, будучи отброшены на восток, восстановили новую линию фронта на западной границе Германии в сентябре 1944 года. По сути, скованные необходимостью сражаться на два фронта, они уже не смогли оправиться от поражения — это позволило советским войскам форсировать наступление на востоке.
Нормандский десант и развернувшееся впоследствии наступление по масштабам выглядят скромнее аналогичных наступательных операций СССР на завершающем этапе войны. Для сравнения: только в ходе белорусской наступательной операции «Багратион» в июне-августе 1944 года было уничтожено, по разным данным, до 500 000 немцев и была разгромлена группа армий «Центр» общей численностью около 1,2 млн человек. Однако в целом нельзя отрицать, что операция «Оверлорд» была проведена союзниками успешно и помогла приблизить победу над гитлеровской Германией.
Один из залогов успеха десанта в Нормандии — тщательная предварительная подготовка. Как напоминает BBC, с 1942 года британское командование изучало фотографии нормандских пляжей, большинство из которых были предоставлены французским Сопротивлением. Таким образом, союзники уже тогда выбирали наиболее удобный плацдарм для высадки.
Кроме того, США и Великобритания смогли до самого последнего момента не «раскрыть» для Германии точную дату и место десанта. Поэтому гитлеровцы не смогли объединить силы для эффективного отражения наступления. Кроме того, немцы, будучи скованными боевыми действиями на Восточном фронте, испытывали в Нормандии трудности со снабжением собственных сил горюче-смазочными материалами, боеприпасами, питанием и обмундированием, в то время как союзники не имели подобных проблем.
Но действия англо-американского командования во время операции «Оверлорд» всё-таки сложно назвать безупречными — многих необоснованных потерь можно было бы избежать. Речь не только о потерях, понесённых непосредственно в «День Д». Так, во время высадки 5-го корпуса 1-й американской армии на знаменитый сектор «Омаха-Бич», по разным сведениям, было уничтожено до 90% личного состава первоначального десанта.
В 1998 году вышла книга участника нормандской операции, лейтенанта 18-го ремонтного батальона 3-й бронетанковой дивизии армии США Белтона Купера «Смертельные ловушки: выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне». В ней автор описывает основные проблемы, с которыми столкнулись американские танкисты после высадки в Нормандии.
Основная из них — недооценка американским командованием значения танков. По словам Купера, на том, чтобы отказаться от производства новейших на тот момент танков М26 Pershing в пользу M4 Sherman, настоял командующий американским танковым корпусом во Франции генерал Джордж Паттон. Американские танки, по мнению Паттона, должны были уклоняться от прямого столкновения с противником и уничтожать цели в тылу врага. Это и привело к неоправданным потерям среди бронетанковых войск, поскольку М4 не выдерживали дуэлей с немецкими танками — Pz 4, «Тиграми» и «Пантерами». Это наглядно продемонстрировано в художественном фильме Дэвида Эйера «Ярость» 2014 года.
Кроме того, американская бронетехника оказалась беззащитна против одноразовых ручных противотанковых кумулятивных гранатомётов Panzerfaust — в советской и российской историографии известны как фаустпатроны. С помощью этого оружия гитлеровцы уничтожили большую часть американских танков в первые месяцы операции «Оверлорд».
Они (Panzerfaust. — News.ru) легко пробивали броню наших танков, невзирая на её усиление напротив сиденья водителя и снарядных полок по бокам. Часто град осколков пробившего броню снаряда перерубал электрические провода, невзирая на броневую оплётку. От короткого замыкания танк мог загореться, — вспоминает Купер.
Впрочем, немецкие Panzerfaust угрожали не только американским «Шерманам» на Западе, но и советским танкам Т-34 на Восточном фронте. Данные о доле сожжённых ручными гранатомётами «тридцатьчетвёркок» среди общих потерь советской бронетехники разнятся, но известно, что танкисты опасались этого оружия в последние годы войны. Солдат Советской армии и союзников выручал тот факт, что Panzerfaust стояли на вооружении сравнительно плохо обученных бойцов немецкого ополчения — «Фольксштурма». Кроме того, для поражения танка гранатомётчик должен был подойти к нему на расстояние в несколько десятков метров — что сужало возможности его применения до городских условий.
Высадка в Нормандии была не идеальна и в ходе операции были допущены серьёзные просчёты командования. Не вызывает сомнений, что наряду с борьбой с нацизмом США и Великобритания ставили другую цель — не допустить последующего усиления СССР в Европе. Но вклад западных стран в общую победу над фашистской Германией не должен вызывать сомнений.