Французский президент Эммануэль Макрон теряет свою электоральную базу. Такой вывод делают наблюдатели после прошедших в конце мая выборах в Европейский парламент, которые президентская партия «Вперед, республика!» провалила, если сравнивать её результат с показателем французской ультраправой партии «Национальное объединение» — движением скандально известной Марин Ле Пен. Впрочем, опаснее всего не то, какой процент получила «Вперед, республика!», а то, кто голосовал за неё.
Констатировать поражение соратников Макрона довольно легко, если отталкиваться от конкретных цифр. «Вперед, республика!» набрала 22,4%, в то время как «Национальное объединение» получило 23,3%. Довольно неплохо себя показали «зелёные», которые добились рекордных для себя 13,4% голосов избирателей. Однако больше всего внимание наблюдателей, конечно же, привлекли неубедительные результаты президентской партии, которые сразу же были названы иллюстративным тестом на устойчивость власти молодого президента-реформатора и едва ли не признаком скорого краха его политической карьеры. В этой битве за места в Европарламент электоральная база французского лидера продемонстрировала сужение. Сейчас она достигает 22,4%, в то время как в 2017 году она держалась на уровне 24,1%. Однако, как говорят наблюдатели, главная подоплёка этих выборов заключается в том, что электорат Макрона перестал быть исключительно центристским — он стал тяготеть к правоцентристам.
Свежие исследования общественного мнения свидетельствуют, что значительная часть молодых, левых и выступающих за экологию французов больше не верят в то, что Макрон может дать Франции что-то новое — они хотят новой политики. Как продемонстрировали эти выборы в Европарламент, соратники французского лидера завоевали симпатии избирателей в буржуазных районах Франции, где среди жителей зафиксирован высокий уровень доходов. Эти места до недавнего времени были вотчиной консервативных тяжеловесов. Парадоксально, но теперь электоральная база французского лидера смещается от центра вправо, от амбициозных — к богатым, от молодых — к более зрелым. «Вперед, республика!» показала успех в более состоятельных западных округах Парижа и таких пригородах, как Нёйи-сюр-Рен. Восточные кварталы Парижа на этих выборах потянулись к «зелёным» и левоцентристам. И главная опасность для Макрона заключается в том, что это не та электоральная база, под которую «заточена» его политическая программа.
Французский лидер фактически вторгся в политические владения республиканцев — старой правоцентристской партии, успехи которой, похоже, уходят в прошлое. Безусловно, во время последних президентских выборов 2017 года Макрон пытался «зацепить» часть избирателей республиканцев, однако до сегодняшнего дня нельзя было говорить, что он ориентируется на них концептуально. Запросы сторонников партии, почти 60 лет доминировавшей на политическом поле Франции, слишком стары и не соответствуют всему тому, к чему стремится нынешняя Пятая республика. Однако даст ли этот электоральный «прирост» победу Макрону в 2022 году, когда в стране стартует новая гонка за пост президента, большой вопрос. Если экономика в стране продолжит свой тихий и неприметный для обывательского взгляда ренессанс (по состоянию на 2019 год безработица снизилась на 8,4%), то Макрону почти не за что волноваться. Однако трудности в экономической сфере дадут возможность «Национальному объединению» нанести существенный удар по президенту-реформатору.
Наблюдатели, правда, не исключают, что поражение Макрона на выборах в Европарламент может вновь зажечь протесты «жёлтых жилетов», в очередной раз дав повод бросать необоснованные обвинения в том, что французский лидер не имеет легитимности. Результаты голосования, вероятно, развеют надежды французского президента на то, чтобы солировать в Европейском союзе после того, как канцлер ФРГ Ангела Меркель окончательно покинет политику. Безусловно, это усложнит и реализацию некоторых внутренних реформ Макрона — например, пенсионных и налоговых инициатив.
Президенту Пятой республики придётся смириться с тем, что сейчас в стране появилась группа избирателей, состоящая в основном из молодых французов, которая не любит ни его, ни Ле Пен и не ставит ни во что системные партии — левоцентристов и правоцентристов. Это был тот круг, который Макрон хотел бы завоевать. Но у него не получилось. Главное, чтобы 2022 год не стал для французского лидера ещё более печальным.