В преддверии саммита стран — членов НАТО в Лондоне Альянс переживает не лучшие времена. Лидеры двух ведущих европейских стран — канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон публично разошлись во взглядах на будущее военного блока. Однако разногласия между Берлином и Парижем гораздо глубже и уводят страны в сторону самой низкой точки в двухсторонних отношениях за последние десятилетия. В итоге совместная работа европейских локомотивов в ближайшее время может перерасти в соперничество.
По данным The New York Times, на торжественном банкете, посвящённом 30-летию падения берлинской стены, между Макроном и Меркель состоялся разговор, как нельзя лучше характеризующий отношения двух лидеров.
Я понимаю ваше стремление к разрушению. Но я устала собирать осколки. Раз за разом мне приходится склеивать разбитые вами чашки, чтобы мы смогли сесть и вместе выпить чай, — сказала Меркель.
Макрон в свою очередь ответил ей, что не может приехать на саммит НАТО в Лондоне и делать вид, что ничего не происходит. Речь шла прежде всего о его отношении к действиям Турции и США в Сирии. Ранее в начале ноября в своём интервью The Economist Макрон констатировал «смерть мозга» НАТО. Меркель же посчитала подобные слова французского президента «резкими» и заявила, что не разделяет его точку зрения.
За два года в президентском кресле Макрон получил славу политика с задатками реформатора, которому важно получить желаемое в кратчайшие сроки. Меркель же известна своим прагматизмом и склонностью к долгосрочному планированию. Именно эти качества, по мнению экспертов, не дают политикам найти общий язык. Макрон ожидал, что Меркель поддержит его инициативу по созданию армии Евросоюза, базирующуюся на давно обсуждаемой концепции постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (PESCO). Лидер Пятой республики выдвинул её год назад на фоне требований США к европейским союзникам увеличить отчисления в НАТО и довести их до 2% ВВП. Беспокоила французского президента и в целом политика главы Белого дома Дональда Трампа на европейском направлении.
Однако Макрон столкнулся с нежеланием Меркель кардинально менять что-либо в ходе своего последнего срока и занятой выжидательной позиции. В 2020 году в США состоятся президентские выборы, и, по мнению канцлера, говорить о каких-либо инициативах, включая возможность реформирования внутренней структуры НАТО, до этого периода преждевременно. Макрон хотел бы выработать новую концепцию Альянса, которая сменила бы прежние положения, закреплённые в ходе саммита в Лиссабоне в 2010 году, уже в ходе декабрьского саммита в Лондоне.
Обостряют ситуацию и имевшие место ранее многочисленные разногласия Макрона и Меркель в рамках ЕС. Так, именно из-за немецкой стороны была забракована французская кандидатура Сильви Гуляр на пост еврокомиссара по внутреннему рынку и промышленной политике. Париж в свою очередь наложил вето на вступление в Евросоюз Северной Македонии и Албании в ходе последнего саммита стран — членов союза.
Я очень давно не видела французско-германские отношения в такой низкой точке. Очень редко можно увидеть такую горечь и непонимание, — заявила аналитик Немецкого института по международным отношениям и безопасности Клайдиа Мейор.
В Берлине убеждены, что подобные разногласия между двумя ключевыми европейскими странами могут нанести серьёзный урон репутации НАТО и ослабить Альянс. Особенно разрушительны они для Европейского союза, которому необходимо учитывать возрастающие амбиции Китая и России на международной арене. Так, глава комитета бундестага по международным делам Норберт Роттген заявил, что Германии необходимо выйти из роли ремонтника германо-французских отношений и стать их пилотом.
Нам нужно вернуть наши отношения с Францией в конструктивное русло, — сказал он немецкому изданию Bild.
Пока же Германия остаётся в этой роли и пытается найти компромисс с Францией перед саммитом НАТО в Лондоне. На министерской встрече в Брюсселе глава МИД ФРГ Хайко Маас предложил создать специальную экспертную группу для «омоложения НАТО». Такое предложение может показаться уступкой Макрону, однако более реалистичным видится сценарий, при котором Берлин таким образом пытается провести свою линию, а именно не допустить принятия важных решений по судьбе Альянса до исхода американских выборов — 2020. В экспертных кругах эту инициативу оценивают негативно.
Это классический немецкий ход: создать какую-либо рабочую группу и опубликовать отчёт. Довольно типично и отдавать предпочтение самому процессу, а не его сути, — отметил старший научный сотрудник Германского фонда Маршалла США Ян Теко.
Учитывая нежелание двух европейских лидеров идти на серьёзные уступки и отходить от изначальных позиций, перспективы достижения компромисса в ходе саммита НАТО и в среднесрочной перспективе вряд ли возможны. Германия и Франция уже ведут кулуарную борьбу за лидерство в Европе, и, вероятно, тем для расхождения в ближайшей перспективе будет становиться всё больше.