Зеленский — луч надежды: чего ждать украинцам

Европа 27 апреля, 2019 / 16:45

Президент России заявил, что первой темой во время возможных переговоров с Владимиром Зеленским будет урегулирование ситуации в Донбассе. Это подчёркивает то первоочередное значение, которое придаёт российский лидер событиям на востоке Украины.

Владимир Путин отметил, что есть только один способ решить вопрос в отношении ДНР И ЛНР — исполнение Минских соглашений. При этом ему хорошо известна позиция Владимира Зеленского по данному вопросу, и он даже процитировал некоторые высказывания будущего президента:

Господин Зеленский уже заявил перед выборами, что он не собирается подписывать декрет или указ об амнистии. Первое. И второе — не согласен предоставить этим территориям особый статус. И то и другое является ключевой частью содержания Минских соглашений, — напомнил российский лидер.

Слова президента РФ стали поводом для разговора с политологом Александром Дудчаком. News.ru обратился к нему с просьбой рассказать, как, с его точки зрения, могут развиваться события вокруг Донбасса при новом украинском лидере и когда ждать начала деятельности Владимира Зеленского в новой должности.

Фото: скриншот youtube.com/News-FrontАлександр Дудчак

— Владимир Путин сегодня заявил, что одной из первых тем для его переговоров с Зеленским должна быть тема Донбасса.

— Да, это действительно важная тема. И для Донбасса. И для Украины. И для России, которой абсолютно не нужны военные действия непосредственно на её границе. Проблему надо решать. А судя по некоторым высказываниям Зеленского, он не только продолжит линию Порошенко, но в некоторых вопросах он даже намерен быть более жёстким. Например, он говорил, что надо лишить Донбасс особого статуса, вести информационную войну против жителей ДНР и ЛНР и так далее. Людям с этих территорий очень непросто, даже тем, кто уехал оттуда на Украину.

— Как на Украине к ним относятся?

— Выходцы из Донбасса, поселившиеся там, чувствуют себя неуютно. На них, что называется, смотрят косо из-за нагнетаемой Порошенко военной истерии.

— Известна ли позиция Коломойского по Донбассу? Ведь есть версия, что именно он станет руководить страной, находясь за спиной Зеленского.

— Трудно как-то обелить его образ — слишком неприглядны были его действия в своё время, пять лет назад. В 2014 году он и машины свои бронированные давал нацистам, участвующим в перевороте, и листовки расклеивал с обещанием выдать вознаграждение за каждого «москаля», и много ещё чего делал. Но Коломойский — человек практичный. Есть надежда, что в том случае, если ему не удастся перевести на себя действующую схему «Роттердам+», то, возможно, он захочет наладить торговлю с Донбассом — под предлогом того, что это территория Украины и людям надо помогать. Это было бы выгодно и Донбассу, и Украине.

— Давайте напомним, что такое «Роттердам+». Может быть, не все помнят.

— «Роттердам+» — название мошеннической схемы поставок угля на Украину. Вообще-то уголь добывается в Донбассе и оттуда отправляется на Украину. Но по бумагам это тот уголь, который якобы покупают в других странах и завозят через Роттердам. При этом к уже завышенной цене «импортного угля» прибавляются стоимость перевалки, хранения, доставки и так далее. Цена на уголь во многом формирует цены на электричество, на продукцию промышленности. И понятно, что разница между истинной ценой и «роттердамской» оседала в карманах тех, кто сочинил эту формулу. Есть сведения, что от этой схемы перепадало грошей и Петру Алексеевичу (Порошенко). Но мы с вами гадаем на кофейной гуще: надо дождаться вступления в должность нового президента и посмотреть на то, как он станет действовать.

Фото: Sergii Kharchenko/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

— Известно ли, когда состоится инаугурация? Почему затягивается вопрос со вступлением в должность Зеленского?

— Дату назначает Верховная рада, но это событие должно произойти в течение 30 дней после выборов, не позднее. Судя по всему, сроки затягивают. В её составе, во всяком случае, есть силы, которые способны на более поздний срок перенести инаугурацию, для того чтобы не дать возможности Зеленскому распустить Раду в её текущем виде. По закону, если времени до выборов (в Раду) останется меньше шести месяцев, президент не имеет права распускать этот орган власти. Зеленскому пытаются навязать эту проблему, чтобы повлиять в конечном счёте на его полномочия. Прежде всего — в плане назначения людей Зеленского на ключевые посты: МИД, Минобороны, СБУ и так далее.

— Люди держатся за свои посты или на кону стоит что-то более существенное?

— В Раде и в команде Порошенко в целом очень много тех, кто понимает, что при определённом развитии событий им придётся за многое отвечать. Политические силы, стоящие за Зеленским, сейчас захотят устроить им небольшой Армагеддон. Нынешняя Верховная рада — продукт государственного переворота, включающего в себя расстрел на Майдане и последующие события в Донбассе. Там много людей, которые могли бы ответить по закону и по очень серьёзным статьям. Тот же Парубий: не одно есть свидетельство тому, что лично он участвовал в подготовке кровопролития на Майдане, но нынешняя власть не давала расследовать эти преступления. И сейчас эти люди делают всё возможное, чтобы ограничить полномочия Зеленского. Чтобы сделать из него чисто номинальную фигуру, которая в лучшем случае будет ездить по разным странам с представительскими функциями, рассказывать о том, какая замечательная страна Украина.

— Какова вероятность того, что упомянутым вами силам в нынешней Раде удастся разыграть именно этот сценарий?

— Много зависит от энергичности команды Зеленского и от количества депутатов, не желающих придавать такой ход событиям. В общем-то идёт борьба двух кланов. Простому населению от этого не легче. Одни уже при власти, придя к ней буквально на крови, другие хотят передела. Для обычного населения в итоге мало что изменится.

— Зеленский поехал в Турцию на выходные. В команде Порошенко поспешили его раскритиковать, намекая, что уставать пока что ещё не с чего. А один из политиков заявил, что ему не отдыхать надо, а день и ночь штудировать умные книги и разного рода документы, которые помогут управлять страной.

— Лично я только рад за Зеленского. В Турции ему сейчас безопаснее, чем на Украине: бог знает что там придёт в голову Парубию и другим таким же. Эти люди способны на многое. Интересно, что упрекать его ринулись те же самые политики, что изо всех сил пытаются отодвинуть его инаугурацию. Тут явно какое-то противоречие. Если бы они хотели как можно скорее увидеть его на посту, погружённым в дела государственной важности, то назначили бы пораньше инаугурацию. А штудировать учебники он может и на пляже. Уехал и уехал на два дня — вообще не вижу здесь проблемы.

— Для вас лично избрание Зеленского стало сюрпризом или вы предполагали, что народ не выберет Порошенко?

— Я понимал, что ставить галочку против фамилии Порошенко не хотелось ну совсем никак, рука не поднималась, и люди проголосовали за кого угодно, лишь бы не за него. Обидно, что мы опять идём на поводу. Нас не то чтобы поставили на рельсы, но нам отметили дорогу красными флажками, и мы все пошли по пути, который нам указали. Обратите внимание: если в предыдущие выборы была борьба прозападных сил и пророссийских, грубо говоря, то сейчас просто идёт борьба двух мощных кланов глобалистов. Для простых украинцев нет разницы — что одни, что другие.

— Почему же, на ваш взгляд, украинцы, понимая, что не будет большой разницы в стратегическом плане, выбрали Зеленского?

— Выбрав его, они получили возможность надеяться на улучшение ситуации. Пусть недолго, пару-тройку месяцев, но надеяться. Пожить в состоянии надежды — это уже глоток чистого воздуха.