Как Зеленский улучшил имидж Украины в России

Европа 15 октября, 2019 / 19:00

Левада-Центр и Киевский международный институт социологии (КМИС) представили результаты совместного исследования об отношении жителей России и Украины друг к другу. Как показали итоги социологического опроса, на данный момент рекордное число россиян (после 2014 года) позитивно воспринимают западных соседей. Аналитики связывают это с приходом к власти на Украине Владимира Зеленского. В причинах потепления отношений между двумя народами News.ru разбирался вместе с российским и украинским экспертами.

По данным опроса, проведённого среди 1601 российского респондента, исследователи зафиксировали рекордное с 2014 года улучшение отношения граждан РФ к Украине. Согласно имеющимся данным, 56% респондентов в РФ позитивно относятся к соседней стране, что гораздо выше показателей начала текущего года (менее 40%). Аналитики склонны связывать такие результаты опроса с приходом к власти на Украине президента Владимира Зеленского, который пока что в отношениях с Москвой ведёт себя гораздо сдержаннее, чем его предшественник Пётр Порошенко.

Что касается украинских граждан, то с начала года их восприятие РФ почти не поменялось. Если в феврале 2019-го хорошо к России относились 57% украинцев, то сейчас их доля составляет 54% — разница показателей вписывается в рамки статистической погрешности. При этом в РФ снижается доля опрошенных, которые выступают за закрытые границы и введение виз с Украиной — с 32% в прошлом сентябре до 23% в этом. 54% российских респондентов уверены, что обе страны должны поддерживать дружественные отношения с открытыми границами и безвизовым режимом.

Фото: Amy Sanderson/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Как отметил в разговоре с News.ru директор российского Научно-исследовательского института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов, такие тенденции связаны, в первую очередь, с корректировкой в информационной политике самой России относительного нового лидера Украины и тех инициатив и договорённостей, которые осуществляются на донбасском треке.

Денис Денисов, директор Научно-исследовательского института миротворческих инициатив и конфликтологии

Полагаю, это ключевой фактор изменения восприятия россиянами украинской власти. Естественно, и в самом новом президенте Украины — который, к слову, имеет высокий рейтинг и в своей стране, — жители РФ не видят откровенного врага, каковым представлялся Пётр Порошенко. Доверие же к Зеленскому на данный момент обусловлено, скорее всего, тем, что он пока совершает мало конкретных поступков. В то же время кредит доверия со стороны граждан иного государства — это вполне нормально: до 2014 года, как мы помним, Владимир Путин у украинцев был крайне популярен.

Киевский политолог Алексей Якубин в беседе с News.ru, в свою очередь, подчеркнул, что серьёзное значение имеет и медийный образ действующего украинского президента.

Алексей Якубин, украинский политолог (Киев)

Фото: INFORMBURO.IN.UA
Свою роль сыграл бэкграунд Зеленского, который ещё до президентства был известен в России в сфере шоу-бизнеса: КВН, «95 квартал» и т. д. У него изначально был свой поп-культурный имидж, а это немаловажный фактор. Во-вторых, в отличие от того же Порошенко, Зеленский в отношениях с Россией, как мы видим, старается быть более дипломатичным. Он неоднократно заявлял о готовности к диалогу с российским президентом Владимиром Путиным, он часто использует русский язык, и, полагаю, многие жители РФ понимают, что он не настолько этнонационалистичен, как его предшественник. Кроме того, он, как правило, избегает клише вроде «страна-агрессор» и т. д. Думаю, в России на это отличие от Порошенко обращают внимание. В-третьих, он выходец не с Западной Украины, а из Кривого Рога, и это способствовало тому, что его фигура изначально воспринималась россиянами как более приемлемая, чем его предшественник.

Если сейчас Зеленский по каким-то отдельным параметрам начнёт повторять траекторию Порошенко, то и отношение россиян к Украине вновь может ухудшиться, отмечает киевский аналитик. Жители РФ в целом хотят нормализации двусторонних связей, как и украинцы, — поскольку и те, и другие понимают: основные межгосударственные конфликты относятся к сфере «большой политики». Но она не должна подменять собой контакты между жителями двух государств, заключает Якубин.