Великобритания продолжает готовить своё законодательство к жизни вне Евросоюза. Теперь дело дошло до антироссийских санкций. Об этом свидетельствует новая инициатива правительства, которая фактически «пересаживает» все принятые с 2014 года внутри ЕС антироссийские меры на британскую почву. Впрочем, несмотря на видимую схожесть с рестрикциями, которые одобрены европейскими структурами на фоне украинского кризиса и присоединения Крыма к России, британские, вероятно, окажутся более жёсткими.
Правительство Великобритании подготовило законопроект, который рассчитан на то, чтобы Соединённое Королевство самостоятельно могло «ввести эффективный режим санкций в отношении России после выхода из ЕС».
Когда эти правила вступят в силу, они заменят практически с таким же эффектом санкционный режим Евросоюза, который касается действий России в отношении Украины, — говорится в тексте законотворческой инициативы.
По словам авторов документа, новые меры со стороны Соединённого Королевства направлены на то, чтобы побудить российское руководство прекратить политику, «дестабилизирующую Украину, подрывающую или угрожающую территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины». В тексте законопроекта отмечается, что Крым и Донбасс являются неотъемлемой частью украинского государства, и говорится, что действия России в отношении её соседей нарушают принципы международного права.
Британские санкции, как подчёркивается в тексте законопроекта, будут действовать не только в пределах страны, но и за рубежом. Законодательство будет распространяться, к примеру, на британские суда, которые находятся в международных или иностранных водах. К соблюдению режима ограничительных мер обяжут и тех британских граждан, которые проживают за границей.
Перечень мер, который предлагает ввести законодательная инициатива правительства, включает в себя, как и европейское законодательство, рестрикции против физических лиц — замораживание счетов и ограничение въезда на территорию королевства, а также меры секторального характера. К ним относятся запреты на операции с переводными ценными бумагами и инструментами денежного рынка, — также говорится в тексте.
Что примечательно, нарушение ряда пунктов, которые касаются финансов, предполагает уголовное наказание — вплоть до 10 лет лишения свободы. Инициатива, внесённая на рассмотрение Вестминстера, допускает, что чёрные списки, куда будут вноситься физические или юридические лица, могут иметь режим конфиденциальности.
Сам процесс Brexit в Британии пока буксует. Тупик в переговорах об условиях выхода королевства из Евросоюза привёл к тому, что в Лондоне начали активно обсуждать идею повторного референдума по поводу членства в европейском объединении. Накануне британское издание The Daily Telegraph сообщило, что идея референдума застопорила проводимые в эти дни переговоры между Консервативной и Лейбористской партиями. Известно, что главным «идеологом» в рядах оппозиции, который настаивает на планах провести новый плебисцит и препятствует достижению компромисса, является «министр по вопросам Brexit» теневого кабинета лейбористов Кир Стармер. На этом фоне оппозиция продолжает обвинять тори в том, что они не смогли предложить ничего содержательно нового вдобавок к тому договору, который премьер-министр Тереза Мэй заключила с Брюсселем и который Палата общин в Вестминстере уже трижды отвергла.
Аналитики уже не раз предупреждали, что в случае «развода» между Британией и Евросоюзом могут возникнуть долгосрочные последствия для связей между Соединённым Королевством и Россией. Эксперт Пол Шелдон из аналитического центра Platts Analytics допускает, что после окончательного оформления «разрыва» с европейским объединением Великобритания в конечном итоге значительно ужесточит санкции в отношении властей России. Британия неоднократно демонстрировала более жёсткую позицию в отношении кремлёвской политики, нежели другие части европейского объединения. Кроме того, власти государства имеют к российскому руководству немалые претензии в связи с делом Скрипалей. Британское правительство требовало от Брюсселя ужесточить антироссийское санкционное законодательство на фоне скандала с отравлением экс-офицера ГРУ в Солсбери, в то время как другие страны Евросоюза продемонстрировали прагматизм, ограничившись символическими ограничительными мерами против российских дипломатов.