Немецкий бундестаг 13 ноября со второй попытки проголосовал за принятие законопроекта, регулирующего применение поправок к Газовой директиве ЕС в Германии, под которую попадает газопровод «Северный поток — 2». Сторонники и противники проекта расценили это решение по-разному: в ФРГ и России говорят о том, что новый закон позволит его защитить, в то время как на Украине высказывают противоположное мнение.
В ходе голосования за законопроект высказались входящие в правительственную коалицию «Христианско-Демократический союз» и «Социально-демократическая партия Германии» при поддержке «Свободной демократической партии». Против проголосовали партия «Зелёных» и «Альтернатива для Германии», а партия «Левых» воздержалась. В численном выражении итоги следующие: 358 из 631 — за, 212 — против, и 61 человек воздержался. Изначально голосование должно было состояться неделей ранее, однако из-за нехватки голосов для принятия решения по законопроекту заседание пришлось перенести. Осложнило ситуацию и требование АдГ голосовать поимённо, которое партия попыталась выдвинуть и на повторном заседании, но в последний момент отказалась от этого. Как пояснили в ходе дебатов перед началом голосования в ХДС и СДПГ, «Северный поток — 2» выгоден не только Германии, но и всей Европе, поскольку как международный проект, в реализации которого участвуют пять стран, он будет способствовать обеспечению энергетической безопасности ЕС. Европейское законодательство, как отметили в партиях, будет имплементировано 1:1. В свою очередь «Зелёные» заявили о том, что законопроект, наоборот, ослабляет газовую директиву Евросоюза.
В принятом документе говорилось, что действие правил третьего энергопакета не будет распространяться на срок до 20 лет на участки газопроводов, проходящие по территории Германии, в случае соблюдения ряда требований: первая точка соединения газопровода с сетью страны ЕС находится на территории ФРГ, он был построен до 23 мая 2019 года, наличие объективных оснований, включая амортизацию инвестиций в проект, а также отсутствие негативного эффекта на конкуренцию и энергетическую безопасность ЕС.
Таким образом, принятый законопроект позволит вывести «Северный поток — 2» из-под положений европейского законодательства, ранее препятствующих его реализации. В частности, к проекту применялся ряд требований: оператором газопровода должна была стать независимая от «Газпрома» компания, а 50% мощностей трубы должны были быть предоставлены альтернативным поставщикам. Тем не менее в «Газпроме» просчитывали вариант, при котором Германии не удастся вывести «Северный поток — 2» из-под действия третьего энергопакета газовой директивы ЕС. Так, немецкое издание Handelsblatt писало о создании «Газпромом» предприятия, которому может быть передан в управление участок газопровода протяжённостью в 12 морских миль. Фактически же после решения юридического вопроса и получения разрешения на прокладку трубы в исключительной экономической зоне Дании какие-либо проблемы для реализации проекта устранены. При этом сохраняются высокие шансы закончить строительство «Северного потока — 2» в срок и уже в начале 2020 года начать прокачку по нему российского газа.
В то же время в Киеве выступили с одобрением решения немецкого бундестага, несмотря на то что оно было принято не в пользу Украины и ослабит позиции страны на трёхсторонних переговорах по транзиту газа.
Правительство Украины приветствует имплементацию бундестагом Газовой директивы ЕС 1:1. Мы ожидаем, что независимый энергетический регулятор Германии также будет действовать в строгом соответствии с директивой. Эту позицию также поддержала Европейская комиссия, — написал премьер-министр Алексей Гончарук в Twitter.
Трёхсторонние переговоры по газу между Россией и Украиной при посредничестве Еврокомиссии пока не привели к какому-либо результату, в то время как контракт на транзит между «Нафтогазом» и «Газпромом» истекает в конце 2019 года. Устранение препятствий для реализации «Северного потока — 2» позволяет «Газпрому» выдвигать свои условия будущей сделки, поскольку украинский транзит отходит на второй план. Несмотря на это, в планах России на ближайшую перспективу вряд ли значится полный отказ от использования украинской газотранспортной системы: это та политическая уступка, на которую идут в Москве для реализации «Северного потока — 2». К тому же сохранение определённого объёма прокачки газа выгодно в вопросе поставки российского голубого топлива в ряд стран Восточной Европы. В целом же строительство нового газопровода делает Германию основным транзитным хабом российского газа, что в долгосрочной перспективе может положить конец украинскому транзиту. В Киеве это понимают и потому намерены добиться того, чтобы «Северный поток — 2» не был исключён из юрисдикции третьего энергопакета. Однако даже при поддержке стран Прибалтики политический вес Украины в этом вопросе уступает возможностям ФРГ. А последняя не даст Еврокомиссии принять решения, которые пойдут вразрез с её экономическими интересами.