Как Берлин конфликтует с Вашингтоном

Европа 31 марта, 2019 / 08:17

Отношения между — в ещё совсем недавнем прошлом — ближайшими трансатлантическими союзниками ФРГ и США проходят сейчас, пожалуй, свой самый сложный период за всю послевоенную историю. Вашингтон требует от Берлина беспрекословного исполнения союзнических обязательств, а в немецкой столице убеждены, что США не должны столь бесцеремонно пренебрегать интересами Германии.

Отчётливое намерение Вашингтона ввести санкции против европейских инвесторов и компаний, заключивших контракты на прокладку труб газопровода «Северный поток — 2», несовпадающие позиции по поводу политики на китайском треке, жесткие разногласия по будущему иранской ядерной программы, требование американского лидера Дональда Трампа во что бы то ни стало значительно повысить взносы в НАТО и в довесок ко всему — безапелляционное поведение нового американского диппредставителя в Берлине — все это уже вызывает «изжогу» у немецкого политического истеблишмента. Стоит также вспомнить, что не так давно канцлер Германии Ангела Меркель сказала, что США больше нельзя считать надежным партнёром, и Европе «нужно брать судьбу в свои руки». В последние месяцы Берлин выступает резко против требований Соединённых Штатов ограничить закупки газа у России. Кроме того, Берлин не устраивает блокирование немецко-иранских проектов под угрозой санкций, а также запрет на покупку у Китая компонентов для немецких IT-компаний.

Фото: Nord Stream 2 / Aксель ШмидтНа борту трубоукладочного судна Audacia в территориальных водах Германии на сварные швы в местах соединения труб наносится специальная изоляция, обеспечивающая их дополнительную защиту

«Время комиссаров прошло»

Ещё одним из очевидных проявлений кризиса в отношениях стали одиозные заявления Ричарда Греннела, — нового американского посла в Берлине — которые вполне можно интерпретировать как прямое вмешательство во внутренние дела страны. Причем практически с самого момента начала его дипмиссии в ФРГ от немецких политиков зазвучали призывы о высылке дипломата, ввиду того, что его позиция носит ангажированный характер, несовместимый с посольским статусом.

Так, в многочисленных интервью он открыто заявлял, что Вашингтон будет поддерживать и делать ставку на немецких «правых». Кроме того, не так давно в адрес компаний, вовлеченных в строительство «Северного потока-2» посольство США разослало письма с призывом взвесить реальную необходимость участия в этом проекте. Посол убежден, что проект «Северный поток — 2» не отвечает интересам Евросоюза в области безопасности и якобы увеличивает вероятность «российского вмешательства». Кроме того, если предприятия не последуют его рекомендациям, они рискуют подпасть под санкции США. В германских правительственных кругах это вызвало гневную реакцию — зампредседателя Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Ральф Штегнер напомнил американскому дипломату, что «время комиссаров прошло», намекая на первые послевоенные годы, когда западная зона управлялась внешними союзническими администрациями.

Экс-глава СДПГ Мартин Шульц даже заявил, что дипломат должен сохранять нейтралитет в принимающей его стране, однако «Греннел действует как популист».

Ecли бы нeмeцкий пocoл в CШA зaявил, чтo oн находится тaм для уcилeния дeмoкpaтoв, тo eгo бы тут жe дeпopтиpoвaли, — резюмировал пoлитик.

Особые отношения

США всегда держали Германию «на особом контроле». Раньше это делалось тихо и по возможности незаметно для сторонних наблюдателей. Стоит, к примеру, вспомнить и резонансный скандал, случившийся во время третьей каденции Ангелы Меркель, когда выяснилось, что американские спецслужбы на протяжении длительного времени прослушивали её телефон, хотя по идее союзники по НАТО не должны вести разведдеятельность друг против друга.

Фото: Bernd von Jutrczenka/Global Look PressАнгела Меркель (в центре)

При этом манёвр Германии, несмотря на бравурную антитрамповскую риторику, довольно сильно ограничен. Нельзя не учитывать того, что на территории ФРГ еще с конца 40-х годов прошлого века и до сих пор находится более 100 военных баз и объектов США, включая американские ядерные ракеты, а также расквартирован один из самых крупных зарубежных воинских контингентов США. При этом главная немецкая экспортная отрасль — автомобилестроение — в основном завязана на американский рынок (чем, кстати пользуется Трамп, то и дело угрожая повысить импортные пошлины для немецких машин).

Так или иначе, очевидного выхода из этого лабиринта противоречий пока не просматривается — Трамп умело давит на все болезненные точки ФРГ. Однако и Германия не намерена отказываться от объективно выгодных для ее экономики проектов (как, например, «Северный поток — 2»). Судя по всему, пока в Берлине предпочитают просто «переждать» Трампа, как непогоду. Правда, не факт, что уход Трампа вернет германо-американским отношениям status quo.