Всевозможные забастовки в Германии стали частью повседневной реальности. Регулярно по всей стране бастуют водители общественного транспорта, сотрудники авиакомпаний. Периодически к этому подключаются бюджетники, врачи, учителя и воспитатели детских садов. Всё это в совокупности становится очень раздражающим фактором для граждан, так как такие забастовки реально блокируют нормальную жизнь в городах. При этом ни работодатели, ни правительство не в силах радикально повлиять на ситуацию — всех требований профсоюзов априори не выполнить, а прекратить это силовым методом невозможно. Образуется замкнутый круг. News.ru разбирался, почему и как бастует Германия.
Предстоящие пасхальные дни станут нелёгкими для тех жителей Гамбурга, кто решил путешествовать в этот праздничный уик-энд. Более 50 тысяч пассажиров могут столкнуться с отменами и задержками рейсов из-за запланированной забастовки персонала гамбургского аэропорта. Кроме того, почти всю минувшую неделю бастовали офисы одного из крупнейших онлайн-сервисов Amazon в трёх федеральных землях ФРГ, фактически парализовав доставку товаров, в том числе и пасхальных подарков. Лето также обещает быть непростым — уже сейчас профсоюз независимых организаций по сопровождению полётов объявил, что из-за «неконструктивной позиции» авиаперевозчика Lufthansa они вынуждены будут начать массовую забастовку своих сотрудников.
Месяцем ранее немецкую столицу буквально блокировала забастовка водителей такси. Они на несколько часов перекрыли улицу, ведущую в аэропорт Тегель, а также все въезды в него. Таким образом, попасть во вторую по величине воздушную гавань Берлина можно было только пешком, и пассажирам с чемоданами не оставалось ничего иного, как идти вдоль автобана.
Ещё один «столичный кошмар» — это регулярные акции протеста водителей наземного общественного транспорта и метро. Случается даже, что забастовки приводят к полной остановке транспортного сообщения в городе, а из доступных опций передвижения остаются лишь велосипед, такси или услуги каршеринга, спрос на которые взлетает в десятки раз. В прошлом году из-за забастовок машинистов поездов дальнего следования было нарушено железнодорожное сообщение по всей стране, а на немецких автобанах образовались пробки в сотни километров.
В апреле страну захлестнула волна забастовок врачей. По всей Германии работу временно прекратили десятки клиник и сотни медиков. Они требовали повышения зарплаты на 5% и меньше экстренных смен, однако работодатели пока эти требования не удовлетворили.
Требования бастующих зачастую сводятся к повышению заработной платы и иным способам улучшения условий труда. Это право закреплено за гражданами ФРГ и профсоюзами Основным законом страны. Для Германии — как колыбели социализма — традиционным является наличие сильного профсоюзного движения, реально влияющего на социальную повестку дня.
При этом работники, участвующие в забастовках, гарантировано застрахованы от увольнения — разрывать трудовые отношения из-за участия в таких акциях запрещено законом. Кроме того, исходя из реальной практики, в большинстве случаев немецкие суды в решении трудовых споров занимают именно сторону работника.
Однако не всякая забастовка при этом может считаться законной. Главное условие, позволяющее профсоюзам начать акцию протеста, — признание того факта, что все другие методы повлиять на ситуацию были исчерпаны, а переговоры ни к чему не привели. Кроме того, акция может быть организована только и исключительно тем или иным отраслевым профсоюзом. Индивидуальные пикеты, прекращение работы с политическими требованиями или забастовки из солидарности оказываются вне правового поля. В этом случае работодатели легко оспорят это в суде. Ещё один важный аспект — массовость забастовки и её охват должны соответствовать масштабу проблемы. Кроме того, нельзя объявлять забастовку, если заключённое на определённый срок соглашение между профсоюзами и работодателями ещё действует. В этом случае можно использовать формат так называемой предупреждающей забастовки.
Постоянные забастовки изрядно портят жизнь жителям немецких городов, в особенности крупных мегаполисов. Однако радикального средства, способного в миг решить эту проблему, просто нет. Государство предпочитает оставлять эту ситуацию для урегулирования между профсоюзами, работодателями и работниками, не вмешиваясь напрямую в ход переговоров. Однако очевидно, что угроза коллапса авиатранспортного и железнодорожного сообщения, а также перебои в работе служб доставки, почты, медицинских учреждений из-за перманентных забастовок создают не лучший электоральный фон. Кроме того, транспортные сбои наносят ущерб экономике. При этом, с одной стороны, такие широкие полномочия профсоюзов защищают работников от произвола хозяев предприятий. Но с другой стороны, чрезмерное увлечение таким «экстренным» форматом как массовая забастовка может спровоцировать и более серьёзные кризисы в стране, в особенности на фоне ухудшающейся экономической конъюнктуры.