Доля так называемой премиум-ипотеки в России достигла пятилетнего максимума. Но ведь покупательская способность населения неумолимо снижается, а президент говорит о низких доходах граждан как о главном враге народа. Кто же берёт кредиты на покупку дорогого жилья? И как связано общее падение доходов с желанием потратить кругленькую сумму на лишние квадратные метры?
По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), в третьем квартале 2021-го ипотека так называемого премиум-класса составила 7%. И это рекордный уровень как минимум с 2016 года. Речь идёт о новых кредитах на покупку недвижимости с «чеком» от 12 млн рублей, не попадающих под различные льготные госпрограммы.
В июле — сентябре объём такой «премиум-ипотеки» составил 88,1 млрд рублей при общих выдачах в 1,26 трлн рублей. С начала года было оформлено 16,2 тысячи таких договоров на 247,6 млрд рублей, пишет РБК.
Крупные банки также подтверждают кратный рост выдачи «премиум-ипотеки». Например, у Сбербанка год к году объём таких ссуд вырос в 3,3 раза. А состоятельные клиенты ВТБ утроили спрос на ипотеку с большим чеком. Что интересно, основной спрос теперь формируется именно на первичном рынке, хотя ещё год назад, по данным того же ВТБ, соотношение готового и строящегося жилья составляло практически 50/50.
То, что население страны беднеет, уже признанный на государственном уровне факт. Реальные доходы россиян стагнируют с 2014 года. В пандемийном 2020 году они упали на 3,5%, а в целом за семь лет сократились более чем на 10%. И хотя летом Росстат отчитался о росте показателя аж на 6,8%, столь впечатляющие цифры были вызваны не более чем эффектом низкой базы.
Согласно последним опросам, до 70% респондентов вынуждены постоянно экономить, причём почти треть экономит даже не на крупных покупках или услугах, а на продуктах питания.
На проблему обратил внимание и президент Владимир Путин, назвавший бедность главным врагом народа. Это заявление прозвучало на встрече с депутатами нового созыва Госдумы. Позднее российский лидер признался, что власти очень «переживают» из-за падения доходов населения. И как тут не переживать, когда инфляция обновляет рекорд за рекордом, продолжая съедать и доходы граждан, и их накопления. По итогам сентября, рост цен в годовом выражении достиг 7,4%. И это, возможно, не предел.
На этом фоне с льготной ипотекой всё кажется более-менее понятно: люди бросились оформлять кредиты, пока ставка была низкой. Тем более мы знаем, что многие семьи остро нуждаются в улучшении жилищных условий. Выиграли прежде всего те, кто успел приобрести квадратные метры до того, как цены на них в прошлом году резко пошли в рост (прежде всего из-за той самой льготной ипотеки). С «премиум-ипотекой» ситуация несколько иная.
Существует две основные целевые группы, говорит президент Международной академии ипотеки и недвижимости (МАИН) Ирина Радченко. Первая, это люди, которым реально необходимо место, где они могут жить. Это молодые семьи с детьми, которые активно применяют материнский капитал и пользуются льготными кредитными программами. И, надо сказать, это самая уязвимая категория заёмщиков. Малейший «шорох» на рынке труда — и они могут пополнить дефолтный пул, замечает Радченко.
Но портрет потребителя, который покупает квартиру в новостройке и готов на эти цели взять кредит свыше 12 млн рублей, совсем другой. По словам эксперта, это люди, которые давным-давно решили жилищные проблемы для себя и для своих детей. Это инвесторы, у которых есть определённые накопления, прежде всего в рублях. Не секрет, что наблюдаемый ажиотаж на рынке недвижимости вызван не только и не столько снижением ипотечных ставок, сколько недоверием людей к национальной валюте и экономике в целом. И те, у кого есть деньги, всё ещё пытаются сохранить их, объясняет Радченко. В период турбулентности недвижимость становится таким спасительным активом.
Девальвация рубля в марте прошлого года на 20% заставила граждан «выгребать» всё то, что у них хранилось в банках, и перекладывать это всё, условно говоря, в «кирпичи». И рост премиум-сегмента в 2021 году можно рассматривать как продолжение данного тренда. У части россиян есть некий «излишек» денежной массы, которые они решают превратить во что-то более надёжное, — рассказала эксперт NEWS.ru.
Если у таких заёмщиков вдруг возникнут проблемы с доходами, они без проблем продадут это «лишнее» жильё, ничем не угрожая стабильности финансового рынка, отмечает Радченко.
Эксперт рынка недвижимости Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский дополняет портрет «премиум-заёмщика». Это люди старше 30 лет, как правило, с детьми, владельцы собственного бизнеса, либо менеджеры выше среднего звена, либо узконаправленные востребованные специалисты, говорит он.
Доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Мария Ермилова обращает внимание на другой аспект проблемы. Средняя стоимость однокомнатной квартиры в Москве уже превышает 10 млн рублей. Причём речь идёт не о каком-то элитном жилье, а о квартирах в новостройках массового сегмента, указывает эксперт.
Люди, стремясь обзавестись собственными квадрантными метрами, даже выбирая достаточно скромный вариант, вынуждены отдавать более 10 миллионов. А поскольку выбор невелик, а ставки всё еще относительно невысоки, граждане соглашаются, — отметила Ермилова в беседе с NEWS.ru.
По словам Кричевского, за время пандемии цены на недвижимость в крупнейших городах России выросли как минимум на 25%. Те квартиры, которые можно было привлечь под льготную ипотеку, просто подорожали настолько, что вышли за рамки этой программы. Дело не столько в том, что, в то время как инфляция растёт, а население беднеет, кто-то внезапно начал «жировать», сколько непосредственно в пандемии и переоценке комфорта, считает он.
Не секрет, что выбор жилья сейчас изменился кардинально. Раньше квартира в определённой степени была просто местом, где человек проводил два-три дня в неделю, да и то в основном ночью. Сейчас, при периодическом режиме удалённой работы и ограничениях, которые требуют отправлять 30% сотрудников домой, жильё стало ещё и рабочим местом. Людям понадобились лоджии, кабинеты, больше пространства, — пояснил Кричевский NEWS.ru.
Чем больше пожеланий к жилью, тем дороже оно будет стоить, поэтому всё в целом логично, добавляет эксперт.
Россия — наглядный пример контрастов и парадоксов. В самой богатой природными ресурсами стране МРОТ меньше, чем в Гондурасе, а жильё у моря дороже, чем на Лазурном берегу Франции. Так, баснословный рост цен на квартиры в Сочи привёл к тому, что стоимость квадратного метра здесь по итогам третьего квартала 2021 года оказалась чуть ли не на треть дороже, чем в Москве. Полтора миллиона рублей за «квадрат» — это цены, по которым девелоперы выставляют новостройки премиум-класса, напоминает Радченко.
В Сочи недвижимость в этом году подорожала на 30%. Спрашивается, что такого за эти месяцы здесь произошло? 20 тысяч долларов за квадратный метр в новостройке премиум-класса. На Лазурном берегу таких цен нет. На нас французские коллеги сморят и говорят: «вы там у себя с ума сходите». Реально в Ницце и Каннах квартиру можно купить дешевле, чем в Сочи. Такие у нас перекосы, — возмущается президент МАИН.
По глубине разрыва между богатыми и бедными наша страна даст фору многим. Фактически то, что мы наблюдаем сегодня на рынке недвижимости, говорит о том, что этот разрыв увеличился, полагает Радченко.
Возможно, недвижимость в Сочи сейчас действительно более ценна для наших соотечественников, чем аналогичные квадратные метры в Ницце, а рекордом «премиум-ипотеки», наверное, можно было бы гордиться. Но вряд ли миллионы россиян, которые даже со всеми «прелестями» льготной ипотеки по-прежнему не в состоянии улучшить свои жилищные условия, готовы взять ценовые высоты рынка.