Яркие краски сетевого бизнеса

Экономика 30 марта, 2018 / 08:00

Когда точно появились сетевые компании — неизвестно, но произошло это в Америке. Первое имя на этом рынке — California Vitamin Company (Калифорнийская витаминная компания), которую в 1934 году переименовали в Nutrilite.

Ещё чуть позже фирма трансформировалась в California Perfume Company (Парфюмерная компания Калифорнии), а потом она стала называться Avon.

50 оттенков рынка

Что такое сетевые компании? Это фирмы, где не только продают собственную продукцию компании, но и создают партнёрские сети.

Доход каждого участника сети зависит не только от объёма продаж, но и от того, сколько партнёров он смог привлечь в бизнес. Чем крупнее сеть — тем больше доход у её лидера.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Bruno Fahy

Есть несколько синонимов сетевого рынка. В США часто используют термин «многоуровневый маркетинг», или сокращённо — млм. Кроме того, дистрибьюторам и руководителям нравится называть его рынком прямых продаж.

Есть ещё такое определение — «реферальный маркетинг». От английского referral — «направление». Здесь ставку делают не на рекламу, а на довольных покупателей, которые, попробовав товар, советуют приобрести его своим близким. Отсюда и название — реферальный, то есть ссылочный.

Кроме того, дистрибьюторам и руководителям нравится говорить, что рынок, где они работают, называется сектором прямых продаж.

Все эти определения равнозначны.

Успешные и не очень примеры

Некоторые успешные люди делают ставку на млм-бизнес. Уоррен Баффет, один из богатейших людей в мире, чьё состояние оценивают в 85,6 миллиарда долларов, не стал исключением. В активах его инвестиционного фонда Berkshire Hathaway есть три сетевые компании. Миллиардер говорит: «Это лучшее вложение, которое я когда-либо делал». Ещё один пример — эпатажный миллиардер Ричард Брэнсон, основатель авиакомпании Virgin Australia и множества других проектов. В структуре Virgin Group также есть млм-бизнес — косметическая компания Virgin Vie. За первый год своего существования она заработала более 60 миллионов долларов.

Но иногда чем больше разрастается компания, тем хуже становятся её товары. В итоге продавать товар становится всё сложнее. Например, это LuLaRoe, которая из домашнего ателье превратилась в фирму с цехами в азиатских странах. И расстроенные дистрибьюторы на видео на YouTube говорят, что реализовать такую одежду практически невозможно.

За руль своего кредита

Часто сетевые компании в награду за хорошие объёмы продаж и развитую сеть обещают бонусы. Как правило, это автомобили и путешествия в далёкие и не очень страны. Например, компания NL награждает своих дистрибьюторов автомобилем Mercedes-Benz. Для этого партнёру каждый месяц нужно зарабатывать от 30 тысяч рублей.

Фото: Global Look Press/blickwinkel/W. G. Allgoewer

Машину предоставляют абсолютно бесплатно. С двумя оговорками. Нужно выплатить 20% от стоимости в качестве первоначального взноса и всегда подтверждать свою квалификацию, то есть сохранять требуемый объём продаж.

Довольные автомобилисты на странице NL позируют с ключами. Только вот дальше некоторых из них ждёт разочарование: держать планку в 30 тысяч рублей за месяц довольно сложно.

В отличие от своих «коллег», NL ведёт себя довольно «экологично». Самое страшное, что может произойти с партнёром, — он останется со своим кредитом на машину один на один.

В то же время другие компании заманивают клиентов в офис и обманом навязывают им кредит. Так действовала Desheli, убеждая людей, что им просто необходим этот чудо-чемоданчик с самыми нужными средствами.

Его стоимость была в пределах 42–50 тысяч рублей, тогда как закупочная цена — 6,5–9,5 тысячи. Документ с расценками 2013 года Desheli попал в Сеть. Чтобы расторгнуть кредитный договор, клиентам часто приходилось обращаться в суд. И далеко не всегда он вставал на их сторону. С точки зрения банка никаких нарушений в таком договоре не было. Но всё-таки иногда доверчивые клиенты выигрывали. Так, в Саратове женщина смогла доказать, что кредит взяла под эриксоновским гипнозом.

К сожалению, пока эти случаи единичны. На смену Desheli пришли другие. Медицинские центры и косметические фирмы, которые сначала приглашали на бесплатную процедуру, а потом навязывали человеку кредит. Как правило, на не очень нужную услугу или товар спорного качества.

По данным проекта Общероссийского народного фронта «За права заёмщиков», к настоящему времени всего к 74 организациям выиграны иски о защите прав потребителей. География дел довольно широкая — слушания по ним проходили в 52 городах.

Как расторгнуть кредитный договор, который навязала компания? С этим вопросом News.ru обратился к экспертам.

Виктор Климов, член центрального штаба ОНФ, руководитель проекта «За права заёмщиков»:

Фото: facebook.com/victorvklimov

— Надо понимать, что на руках два договора. Первый — на покупку косметики, второй — на кредит с банком. Конечно, такие товары, как косметика, не подлежат возврату. Но можно проверить, есть ли сертификат. Большая вероятность, что его у компании нет. Значит, этот договор можно расторгнуть.

В таком случае салон или компания должны вернуть деньги. Наш опыт показывает, что на это может уйти и полгода.

— Как расторгнуть договор с банком?

— В большинстве случаев банк переводит деньги в компанию не сразу. Как только человек осознал свою ошибку, нужно идти в банк и писать заявление на отзыв платежа и расторжение кредитного договора.

Как правило, банки идут на расторжение, если клиенты очень настойчивы. Не получилось — значит, это заявление поможет выиграть суд с банком. Оно будет весомым аргументом, доказывающим, что платить по кредиту клиент отказался сразу.

Правоохранительная система до недавнего времени не воспринимала схему сетевых компаний как мошенническую. Уголовному преследованию подвергались только те из них, у которых были сопутствующие нарушения. Например, мы сталкивались с такими случаями, когда в чай клиенту подмешивали наркотические вещества или после расторжения договора деньги не возвращали.

— Изменилась ли ситуация сейчас?

— Да, теперь в нескольких регионах правоохранители, наконец-то, посмотрели на всю схему целиком. В офисах нашли шаблоны, по которым сотрудники заманивали людей в офис, вводили в заблуждение, зачем брать на процедуру паспорт, и подводили к другим решениям.

Мы надеемся, что суды примут по таким делам соответствующие решения. Это создаст прецедент, который дальше позволит и нам, и другим организациям, защищающим потребителей, апеллировать к ним.

Светлана Тарнопольская, партнёр КА «Юков и партнёры»:

Фото: facebook.com/Светлана Тарнопольская

— Это очень сложная с правовой точки зрения ситуация, поскольку мы имеем дело с тщательно замаскированным мошенничеством. Если кредитный договор заключается через посредника с лицензированной кредитной организацией, которая сразу же выдаёт деньги, от имени гражданина, подписавшего такой договор, направляемые на оплату навязанных ему товаров или услуг, найти гражданско-правовые основания для расторжения такого договора очень сложно.

Наиболее эффективной в борьбе с такими схемами должна быть в первую очередь работа правоохранительных органов по пресечению мошеннических операций, а также работа ЦБ по контролю за кредитованием.

Представители мошеннических структур должны быть лишены возможности получения кредитов «от имени и по поручению» граждан. Однако на практике создать эффективные механизмы такого контроля крайне сложно.

Дарья Жидких, управляющий партнёр Московской коллегии адвокатов «Центральная коллегия адвокатов»:

— Чтобы расторгнуть договор, нужно доказать, что клиента ввели в заблуждение и он взял кредит. Для этого нужно показать, что сведения, которые предоставили клиенту, были неверными. Непредоставление всей информации при заключении договора может являться основанием для его расторжения.