В один голос с США: Европарламент захотел остановить «Северный поток — 2»

Экономика 21 января, 2021 / 17:50

США, старающиеся изо всех сил заблокировать проект «Северный поток — 2», неожиданно получили поддержку в ЕС. Европарламент, как стало известно западным СМИ, собирается потребовать остановки строительства газопровода. Эксперты полагают, что действия Европарламента показывают силу американского лобби в органах управления Евросоюза. Иначе сложно объяснить, почему депутаты хотят остановить проект, в который Европа вложила €5 млрд. В компании Nord Stream 2 AG заявили NEWS.ru, что как разработчик коммерческого проекта, не могут комментировать политические дебаты.

Европарламент намерен выступить с требованием остановить строительство «Северного потока — 2» из-за ареста Алексея Навального. Об этом сообщил журнал Der Spiegel со ссылкой на имеющийся у него проект резолюции. Европейские депутаты также хотят потребовать персональных санкций против причастных к аресту лиц, но энергетический вопрос они считают наиболее весомым.

Это самый мощный аргумент, который у нас есть. И проект «Северный поток — 2» потому является одной из возможностей оказать дополнительное давление. Простых призывов к России не хватает, — заявил Spiegel глава фракции консервативной и центристской Европейской народной партии Манфред Вебер.

Голосование по резолюции планировалось провести 21 января. В случае её принятия санкции не будут введены автоматически, они могут быть приняты только решением всех 27 членов ЕС через механизмы Совета ЕС.

Порядка 50% всех средств на строительство «Северного потока — 2» предоставляет европейский бизнес, отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Так что Европарламент предлагает помешать реализации проекта, в который их компании вложили порядка €5 млрд. Непонятно, в чьих интересах действует Европарламент, недоумевает экономист.

Если ЕС думает, что может влиять на политику российских властей, ограничивая возможность экспортировать энергоресурсы, то возникает вопрос: почему все привязались именно к «Северному потоку — 2»? Мы поставляем в Европу несколько десятков миллионов тонн дизельного топлива ежегодно. Также Россия — один из крупнейших поставщиков сырой нефти и угля на европейский рынок. Но никто не трогает поставки сырой нефти и нефтепродуктов, потому что европейские политики понимают — найти энергоносители по той же цене, в тех же объёмах, как у России, они нигде не смогут.

Александр Фролов заместитель генерального директора Института национальной энергетики

Эксперт полагает, что политики пытаются ударить по наиболее раскрученному проекту, а это как раз «Северный поток — 2». Выступление против этого газопровода — это политическое заявление, которое даёт дополнительные политические очки, пояснил специалист.

Фото: nord-stream2.com

Намерения Европарламента показывают, насколько широко представлено проамериканское лобби в Европе и органах управления ЕС и насколько сильно его влияние, отмечает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. По его словам, такая ситуация удручает. С другой стороны, есть надежда на проевропейское лобби — политиков, которые выступают за самостоятельное развитие Европы. Сейчас идёт борьба между двумя этими силами, поясняет специалист.

Статус резолюции Европарламента носит рекомендательный характер, конкретные решения принимают Еврокомиссия и Совет министров ЕС. Что касается санкций, они принимаются на уровне ЕК и Европейского совета — то есть на уровне глав государств Евросоюза. Резолюция Европарламента — это стимул, чтобы активизировать данную тему в ЕС, а для проамериканских сил это повод для дальнейших действий.

Владимир Оленченко эксперт Центра европейских исследований ИМЭМО РАН

Оператор проекта компания Nord Stream 2 AG воздержалась от комментариев действий Европарламента.

Nord Stream 2 AG, как разработчик коммерческого инвестиционного проекта, не может комментировать политические дебаты, — сказали NEWS.ru в пресс-службе компании.

Слово за Германией

В прошлом году в Европе и в Германии уже звучали призывы остановить «Северный поток — 2» в связи с отравлением Алексея Навального. Однако власти ФРГ на это не пошли, разделив политические и экономические интересы страны. Канцлер Германии Ангела Меркель тогда заявила, что два этих вопроса не следует увязывать вместе и газопровод должен быть достроен.

В этот раз канцлер ФРГ назвала «неуместным средством» экстерриториальные санкции США в отношении «Северного потока — 2».

Речь не идёт о том, что между США и Россией нет никаких отношений в нефтяной сфере, например. Нужно рассматривать всё это в целом, поговорить друг с другом, [есть ли] желание вообще вести торговлю газом с Россией, какая зависимость будет признаваться. Я считаю эти экстерриториальные санкции в любом случае средством, которое неуместно, — сказала Меркель, которую цитирует ПРАЙМ.

19 января США ввели санкции против судна-трубоукладчика «Фортуна», а в начале января — пакет ограничений против компаний, участвующих в реализации проекта.

Наибольшую выгоду от проекта «Северный поток — 2» получает именно Германия, отмечает Владимир Оленченко. Поэтому Берлину не имеет смысла отказываться от проекта.

Германия использует природный газ по двум направлениям: во-первых, это сырьё для химической промышленности. Если газ будет поступать не из России, а из США, он будет дороже и производимая Германией продукция тоже станет дороже и будет проигрывать конкуренцию на мировом рынке тем же американцам. Во-вторых, газ потребляется немецкими домохозяйствами. Чем он дешевле, тем больше денег остаётся у населения и тем активнее работает экономика. Это две очевидные выгоды для Германии, и на месте немцев я бы за это боролся, — пояснил экономист.

ФРГ не поддержит решение остановить «Северный поток — 2», уверен Александр Фролов. Он напоминает, что Германия вложила миллиарды евро в строительство газотранспортной инфраструктуры на своей территории. Заказы получали немецкие предприятия, а трудятся там немецкие рабочие.

Фото: nord-stream2.com

Фонд против санкций

Тем временем в одном из регионов Германии на этой неделе был создан природоохранный фонд, призванный поддержать компании, участвующие в строительстве «Северного потока — 2». Об этом сообщила газета Schweriner Volkszeitung со ссылкой на министра энергетики федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания Кристиана Пегеля.

Отмечается, что цель фонда — поддержка проектов по защите климата и охране природы в федеральной земле, в том числе «гарантирование наиболее благоприятного для климата энергообеспечения», значительный вклад в которое вносит проект газопровода «Северный поток — 2».

Nord Stream 2 AG приветствует планируемое создание Фонда защиты климата и окружающей среды правительством федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания. Фонд будет содействовать достижению климатических целей Германии, а также, в рамках временной операционной деятельности, поддерживать работы по завершению строительства газопровода «Северный поток — 2» для обеспечения надёжных поставок природного газа, — заявили в пресс-службе компании.

Там отметили, что природный газ — это наиболее благоприятный для климата ресурс для обеспечения необходимого энергоснабжения при переходе на возобновляемые источники энергии. Кроме того, надёжное газоснабжение отвечает интересам жителей Германии, Европы и земли Мекленбург — Передняя Померания.

Идёт борьба. Бизнес США пытается навязать свои условия, соответственно, германские фирмы ищут варианты, чтобы им противостоять, и выстраивают свои схемы, отмечает Владимир Оленченко. По его словам, здесь нужна, во-первых, политическая воля, во-вторых, креативный подход.

Пока данный фонд не представляется универсальным решением, считает Александр Фролов. Эксперт не уверен, что через эту структуру возможно провести все виды необходимой деятельности для реализации проекта.

Приятно другое — власти некоторых европейских стран готовы идти до конца в реализации проекта строительства газопровода, предлагая различные решения, чтобы он был завершён. Это важный момент, — считает эксперт.

Достройка последнего участка «Северного потока — 2» пока не началась, хотя ранее называлась дата 15 января. Технически для завершения строительства требуется полгода, отмечает Фролов. По его словам, за шесть месяцев можно достроить газопровод по обеим ниткам, причём одну из них даже запустить в эксплуатацию. На данный момент завершения строительства газопровода можно ожидать к концу июня, подытожил эксперт.