Если переговоры по газовому транзиту через территорию Украины окончательно зайдут в тупик, Россия может компенсировать недопоставленные по трубе объёмы газа СПГ с российских месторождений. Терминалы по приёму сжиженного газа способны принимать топливо с любых месторождений. Эксперты признают, что эти поставки стоит рассматривать пока как временную меру, но до того момента, когда будут достроены «Северный поток — 2» и вторая очередь «Турецкого потока». Как Москва объяснит Киеву, что на его трубе «свет клином не сошёлся», — в материале News.ru.
В ходе трёхсторонних газовых переговоров между Россией, Украиной и Евросоюзом не раз поднимался вопрос о том, что для «Газпрома» важно сохранить имидж надёжного поставщика газа на европейский рынок. Именно в это обстоятельство — что поставки голубого топлива из России в Европу этой зимой не должны прерваться — и упирается обсуждение судьбы контракта на транзит через территорию Украины.
Осознание того факта, что без украинской трубы «Газпрому» объём поставок не сохранить, как раз-таки и позволяет нашим партнёрам по переговорам «выкручивать руки» российской стороне.
Действующий контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» (последний пока ещё является оператором украинской газотранспортной системы) заканчивается 31 декабря 2019 года. Киев настаивает на том, что Москва должна заключить контракт на прокачку минимум 60 млрд кубометров газа в год (а желательно — и 90 млрд кубометров) сроком на 10 лет. Российская сторона, в свою очередь, отмечает, что для достижения любых договорённостей Украина должна отказаться от претензий к «Газпрому» — речь идёт о штрафе в $2,56 млрд, к которому приговорил российский концерн Стокгольмский арбитражный суд. Отказываться от финансовых претензий Украина не хочет, выставляя суммарные претензии уже на $22 млрд. Переговоры в итоге традиционно заходят в тупик.
При этом почему-то забывается, что Россия может поставлять в Европу газ не только по трубе, но и в виде СПГ.
Согласно заявлению председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, в 2018 году общая потребность Европы в природном газе составила примерно 500 млрд кубометров. Из этого объёма 110 млрд кубометров газа Европа добыла сама, а 390 млрд кубометров — импортировала, из которых 19% было завезено в сжиженном виде.
Все СПГ-терминалы строятся по одному принципу, и не имеет значения, с какого месторождения на них приходит газ — из США или из России, говорит заведующий сектором «Энергетические рынки» Института экономики и финансов Николай Иванов. Также и регазификация СПГ, получаемого с разных месторождений, всегда происходит одинаково, так как газ, в отличие от нефти, которая может различаться по своему химическому составу, всегда стандартен.
СПГ-терминал в бельгийском городе Зеебрюгге — один из нескольких в мире, способных принимать танкеры самого разного водоизмещения. С 2018 года терминал работает с российской компанией НОВАТЭК.
НОВАТЭК же, в свою очередь, выражал готовность помочь «Газпрому» в выполнении контракта с европейскими потребителями этой зимой. Как заявил глава компании Леонид Михельсон в июле этого года, НОВАТЭК готов обсуждать поставку СПГ в Европу в рамках контракта, но пока «Газпром» не обращался к компании по вопросу возможной закупки СПГ.
На запрос News.ru о том, велись ли консультации между корпорациями о возможности поставок сжиженного газа с месторождения на Ямале в зачёт газпромовского топлива в Европу, в НОВАТЭК не ответили.
По словам Михельсона, общий незаконтрактованный объём голубого топлива с месторождения на Ямале, учитывая ввод в строй новой линии, может составить около 2,4 млн тонн в год, или порядка 3 млрд кубометров газа. Это, конечно, лишь 3% от тех объёмов, которые сейчас идут транзитом через Украину. Так, в 2018 году через территорию этой страны «прошло» 86,8 млрд кубометров.
Но и месторождений, на которых добываемый газ «упаковывается» в СПГ, в России немало. Да и мера по замене трубопроводного газа сжиженным если и будет использоваться, то лишь как временная, для прохождения пиковой потребности Европы в газе, если эта зима будет холодной, сообщил в беседе с News.ru заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
В 2018 году «Газпром экспорт» поставил в европейские страны 200,8 млрд кубометров газа. Примерно 81% поставок из России пришлись на страны Западной Европы, а также Турцию; 19% — на государства Центральной Европы.
При этом по газопроводу «Северный поток» «Газпром» за 2018 год прокачал в Европу 58,8 млрд кубических метров природного газа. По газопроводу Ямал — Европа, который идёт через территорию Польши, поставляется 38 млрд кубометров.
К 1 января 2029 года должна вступить в строй первая очередь газопровода «Турецкий поток» мощностью 15,5 млрд кубометров, а в марте-апреле следующего года вторая очередь газопровода должна выйти на плановую мощность, что позволит России поставлять через Турцию в Европу после завершения стыковки «Турецкого потока» с газотранспортной системой Болгарии ещё 15,5 млрд кубометров.
К середине следующего горда должен заработать на полную мощность «Северный поток — 2», что даст Европе ещё 55 млрд кубометров газа.
Итого по путям в обход Украины Россия в будущем году сможет прокачивать 180 млрд и больше кубометров газа, а действующие на данный момент трубы уже поставляют в Европу 96 млрд кубометров, с 1 января данный объём увеличится до 113 млрд. То есть фактически прокачивать через территорию Украины «Газпрому» станет просто нечего.
Замена трубопроводного газа СПГ может обернуться для «Газпрома» недополученной прибылью, но в сложившейся на сегодняшний день ситуации необходимо понимать, что в ходе переговоров с Украиной все средства для того, чтобы объяснить партнёрам, что Россия может напрячься, но всё же обойтись без украинского транзита, хороши, — считает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.