Для Путина создают цифрового монстра

Экономика 08 мая, 2018 / 18:05

Технологический прорыв и поголовная цифровизация экономики, которые президент Владимир Путин в своём последнем майском указе назвал стратегическими национальными задачами, в самое ближайшее время получат новый серьёзный импульс. Сотовый оператор «МегаФон» сообщил сегодня о создании совместного предприятия (СП) с Газпромбанком, корпорацией «Ростех» и USM Holdings Алишера Усманова. Целью нового СП является «развитие цифровых услуг и проектов в сфере цифровой экономики».

Для «максимально эффективного использования ресурсов и компетенций партнёров» была создана новая структура — АО «МФ технологии» (МФТ), в которую «МегаФон» вносит 5,2% экономической и 58,9% голосующей доли в холдинге Mail.Ru Group. Газпромбанк приобретёт 35% акций МФТ, Ростех — 11% и USM — 9%.

В рамках сделки 100% акций МФТ были оценены в $450 млн. Из этой суммы Газпромбанк заплатит $157,5 млн, Ростех — $49,5 млн, USM — $40,5 млн. Справедливость цены сделки, которая должна быть закрыта до конца месяца, подтверждена финансовым заключением Morgan Stanley & Co. International.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Connie Zhou

«Наша цель — создание уникальной платформы, которая позволит генерировать не просто новые продукты, но целую экосистему на базе принципиально новых цифровых финансовых инструментов, — заявил гендиректор USM Management Иван Стрешинский. — Для этого мы объединяем экспертизу и возможности лидеров в своих областях — от телекоммуникаций и информационных технологий до финансовых услуг и проектов в рамках программы "Цифровая экономика"». Также партнёры договорились сформировать совместный инвестиционный фонд для вложений в перспективные технологические компании.

Конкурент для Сбербанка и «Яндекса»

Новый совместный проект на основе Mail.Ru не станет чем-то экстраординарным. Похожие структуры уже действуют в ряде стран мира. Классическим примером является японский SoftBank, а также китайские Tencent и Alibaba. В России нечто подобное пытаются сотворить «Яндекс» и Сбербанк, которые в декабре прошлого года подписали обязывающее соглашение по созданию СП.

Новое СП с участием «МегаФона» и Газпромбанка вполне способно составить конкуренцию альянсу Сбербанка и «Яндекса». Здесь важную роль будет играть лидирующая позиция Mail.Ru Group в социальных сетях (ей принадлежат «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Мой мир»), а также доступ к точкам продаж «Евросети» и «Связного». Всё это в сочетании с опытом Газпромбанка в создании финансовых платформ обещает беспрецедентные возможности по формированию клиентской базы.

Фото: Global Look Press/Nikolay Titov

В свою очередь доступ к кредитным ресурсам одного из крупнейших госбанков и искушённость последнего в области финансовых услуг даст возможность предложить пользователям банковские продукты в цифровом виде. Это могут быть как простые переводы денежных средств, так и кредитование. В частности, пользователю аккаунта в соцсетях может быть предложена кредитная линия, которая фактически заменит кредитную карту.

Первым шагом на пути объединения высоких технологий и финансовой инфраструктуры стало подписанное в декабре 2017 года соглашение между Сбербанком и «Яндексом» о создании СП на базе «Яндекс.Маркета». Партнёры планировали развивать «экосистему электронной коммерции», включающую покупку и продажу товаров, в том числе цифровых, а также связанные с этим продукты и услуги. По условиям соглашения, стороны должны иметь равные доли в совместной компании, стоимость которой оценивалась в 60 млрд рублей. При этом Сбербанк инвестирует в «Яндекс.Маркет» 30 млрд рублей. Напомним, что в 2013 году Сбербанк купил 75% в сервисе «Яндекс.Деньги» за $60 млн.

Инвесторы в непонятках

На фондовых рынках новость о создании «цифрового альянса» не вызвала заметного ажиотажа. Котировки акций «МегаФона» на Московской Бирже практически не изменились, совершая небольшие колебания на уровне 470 рублей за бумагу. В пресс-службе сотового оператора сообщили, что заключение сделки выгодно для акционеров «МегаФона» как в стратегическом, так и в финансовом плане. Цифровое сотрудничество даёт оператору возможность монетизировать часть инвестиций в Mail.Ru: с момента покупки «МегаФоном» акций Mail.Ru в феврале 2017 года их стоимость выросла более чем на 70%. «МегаФон» получит денежные средства от продажи акций в МФТ в размере $247,5 млн, что предполагает 29-процентную премию к текущей рыночной цене.

Аналитики инвестиционной группы «Атон» считают новость о создании СП позитивной для «МегаФона». Получив средства от продажи акций МФТ, компания сможет снизить долговую нагрузку (чистый долг по итогам 2017 года составил 234,5 млрд рублей) и частично компенсировать инвестиции в Группу Mail.Ru, которая была приобретена за $740 млн. Создание СП будет благоприятно и для Группы Mail.Ru, поскольку она получит доступ к кредитным ресурсам Газпромбанка и сможет укрепить свой бизнес-портфель с помощью перспективных услуг электронного банкинга, считают в «Атоне».

С этим мнением не согласны эксперты Альфа-Банка, указывая, что приход в Mail.Ru государственных акционеров в перспективе несёт целый ряд рисков и неопределённостей, связанных с возможными изменениями в стратегии, а также с отношением к миноритарным акционерам. Поэтому новость негативная, что подтверждается снижением котировок депозитарных расписок на акции Mail.Ru Group до минимума с начала года — $28,56 за штуку.

Тимур Нигматуллин, аналитик компании «Открытие Брокер»:

— Новость нейтральна для «МегаФона» и Mail.Ru Group. Создание СП не несёт в себе заметной добавленной стоимости. Влияние на бизнес компаний, соответственно, нейтральное.

В отличие от СП «Яндекса» и Сбербанка, а также схожей сделки между МТС и Ozon, в капитал совместного предприятия не будут вноситься денежные средства. Упоминается лишь, что «партнёры планируют сформировать совместный инвестиционный фонд для вложений в перспективные технологические компании». Для сравнения, АФК/МТС вносят в Ozon 3,5–5,25 млрд рублей, а Сбербанк в СП с «Яндексом» — 30 млрд рублей. Ещё одной характерной чертой сделки «МегаФона» являются отсутствие в планах пакета акций для мотивации менеджмента и размытые цели создания.

Очевидно, что сделка продиктована необходимостью изменения структуры капитала. После завершения цепочки сделок основным акционером Mail.Ru Group останется южноафриканский медиахолдинг Naspers, владеющий 27,6% акций через MIH Mail Investment Company. Очевидно, что в таком виде к компании нельзя будет применять санкции по аналогии с РУСАЛом, что актуально, в том числе с учётом фокуса на глобальной экспансии. Дополнительные аспекты сделки позволят «МегаФону» немного сократить чистый долг и избавиться от неудачной структуры холдинга (ранее голосующая и экономическая доли «МегаФона» в Mail.Ru Group сильно различались, это фактически делало невозможным создание совместных продуктов). Удастся ли избежать санкций за счёт изменения структуры собственности — пока неизвестно.