Нижнетагильский «Уралвагонзавод» (УВЗ), единственный в России производитель танков, продаст свои непрофильные активы. Разработан план финансового оздоровления компании, который в данный момент находится на стадии утверждения, заявил индустриальный директор кластера «Вооружение» госкорпорации Ростех Сергей Абрамов. По его словам, по итогам текущего года весь убыток УВЗ будет закрыт, а по результатам 2018-го консолидированная прибыль ожидается на уровне 1 млрд рублей.
Абрамов напомнил, что в 2016 году предприятие показало убыток в 16 млрд рублей. Но сегодня удалось решить «достаточно много важных административных вопросов, связанных с сокращением расходов на содержание непрофильных активов». Так, УВЗ уже вышел из капитала Тверского вагоностроительного завода, Каменск-Уральского литейного завода и «УВЗ-Логистик». «В перспективе корпорация предполагает выставить на продажу другие активы, которые не являются для предприятия жизнеобеспечивающими», — сообщил Абрамов на форуме «Армия-2018» в интервью «Интерфаксу».
При всех своих неурядицах «Уралвагонзавод» остаётся флагманом отечественного танкостроения и символом оборонки: он производит танки Т-90, ведёт модернизацию Т-72 и Т-80, им разработана новая унифицированная гусеничная платформа «Армата», на базе которой созданы танк Т-14, боевая машина пехоты Т-15 и бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16. Два других российских танковых завода — в Омске и Петербурге — уже закрыты. Зимой 2012 года УВЗ прогремел на всю страну, когда его рабочие выразили готовность на танках приехать в Москву, чтобы защитить избиравшегося на третий срок Владимира Путина от «распоясавшейся оппозиции».
Именно тогда, шесть лет назад, то есть ещё до первой волны антироссийских санкций со стороны Запада, на предприятии начался очередной кризис. Главной причиной стало резкое падение спроса на основную гражданскую продукцию УВЗ — новые вагоны: операторы железнодорожных перевозок продлевали сроки службы старых на 5−7 лет без согласования с УВЗ. Затем, уже в 2014—2015 годах, последовали скачок валютного курса и рост процентных ставок по кредитам. После того как переизбыток вагонов на рынке привёл к падению стоимости их суточной аренды с 1500 до 300 рублей, «Уралвагонзавод» оказался на грани краха. В первом полугодии 2016 года чистый долг компании достиг 276 млрд рублей при выручке за этот период в 43,1 млрд рублей. В декабре 2016-го президент Владимир Путин подписал указ о передаче 100% акций УВЗ корпорации Ростех.
«Вагонный кризис» 2014−2016 годов совпал с необходимостью реконструкции производства под новый танк «Армата» и санкциями, из-за которых зависли авансы по ряду контрактов. Ключевыми проблемами для УВЗ оставались высокая долговая нагрузка и убыточность транспортного подразделения бизнеса — «УВЗ-Логистик». Эта компания покупала вагоны сама себе, поскольку РЖД не желала этого делать в течение нескольких лет подряд. После перехода в Ростех у «Уралвагонзавода» наблюдается устойчивый рост производства. Ожидается, что в 2018 году доля гражданской продукции достигнет 43%, а выручка вырастет на 13% до 69 млрд рублей.
Изначально УВЗ был «заточен» под выпуск вагонов: построенный в 1930-е годы в Нижнем Тагиле, он стал одним из первых в СССР проектов крупного машиностроительного предприятия с поточным производством. Во время Великой Отечественной войны «Уралвагонзавод» принял на своей площадке эвакуированный из Харькова танковый завод и около десяти других предприятий. После чего стал крупнейшим объектом по изготовлению танков Т-34 — до конца войны их было выпущено 25 266 штук. После войны созданное при заводе КБ разработало несколько типов танков, включая Т-72 — самый массовый в мире танк за период с начала 1970-х годов.