На газовой трубе сыграна последняя нота

Экономика 19 ноября, 2018 / 16:50

Строительство морской части «Турецкого потока» завершено. Вторая нитка газопровода проектной мощностью 15,75 млрд куб. м дотянулась до берега в районе турецкого посёлка Кыйекей. Крупнейшее в мире трубоукладочное судно Pioneering Spirit сделало своё дело, проложив по дну Чёрного моря магистраль длиной 930 км.

Замыкающий стык

Символическую команду на окончание работ дал президент России Владимир Путин, приехавший в Стамбул с однодневным визитом и вместе с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом наблюдавший за церемонией в режиме телеконференции. После этого глава «Газпрома» Алексей Миллер распорядился, чтобы с борта Pioneering Spirit спустили в воду трубу газопровода с замыкающим стыком.

Лидеры двух стран обменялись заявлениями. Эрдоган отозвался о России как о «долгосрочном надёжном друге, важном поставщике природного газа», заметив, что совместным проектам не помешает никакое давление третьих стран. Его визави, в свою очередь, выразил надежду, что ввод «Турецкого потока» в эксплуатацию позволит Москве и Анкаре не только «качественно расширить сотрудничество в газовой сфере», но и «станет важным фактором обеспечения общеевропейской энергетической безопасности».

«Проекты подобного рода, и данный проект в частности, не направлены против интересов кого бы то ни было», — заявляет Владимир Путин.

Ударные темпы

Такие проекты носят исключительно созидательный характер и создают устойчивые условия для развития экономики, повышения на этой базе благосостояния граждан обеих стран, убеждён Путин. «Турецкий поток» продемонстрировал всю эффективность взаимодействия с Анкарой в решении самых сложных задач, поэтому российский глава надеется, что строительство его сухопутной части будет вестись теми же ударными темпами, что и укладка морской.

Фото: turkstream.info

Теперь Pioneering Spirit отправится в Балтийское море, где ведётся укладка газопровода «Северный поток — 2». А на турецком берегу ещё предстоит достроить принимающую компрессорную станцию (этим занимается британская Petrofac). Но главное — нужно будет проложить в стране ещё 180 км сухопутных газопроводов для соединения «Турецкого потока» с газотранспортной системой Турции и его вывода к границам Евросоюза.

Сжатые сроки

Ввод в эксплуатацию второй нитки, ориентированной на Европу, планируется до конца 2019 года. По словам главы Минэнерго Александра Новака, российский газ может пойти через Болгарию, Сербию, Венгрию в Австрию (на газораспределительный центр в Баумгартене) либо в Италию через Грецию — по расширенному Трансадриатическому газопроводу (TAP) или в рамках проекта «Посейдон». При этом очень многое будет зависеть от позиции Брюсселя, ранее фактически сорвавшего строительство «Южного потока» через Болгарию. Россия учитывает печальные уроки этого проекта и будет готова «приступить к работе только после получения твёрдых положительных гарантий от профильных структур ЕС», заявлял ранее министр иностранных дел Сергей Лавров.

Морской участок первой нитки «Турецкого потока», также мощностью 15,75 млрд куб. м, завершили строить 30 апреля 2018 года. Он предназначен для Турции.

Безопасность с двух сторон

Для российского газа Турция остаётся вторым по величине экспортным рынком: в 2017 году «Газпром» поставил в страну более 29 млрд куб. м голубого топлива, оценивает Reuters. Мощность обеих ниток «Турецкого потока» примерно в два раза превысит мощности Трансанатолийского потока (TANAP). В рамках проекта TANAP стоимостью $9,2 млрд природный газ от азербайджанского месторождения Шах-Дениз будет поступать на распределительный пункт на границе с Грецией. Поставки стартуют в июне 2019 года (в июне 2018-го состоялось торжественное открытие газопровода).

Азербайджан планирует в первые годы экспортировать в Европу до 10 млрд куб. м газа в год, ещё 6 млрд куб. м — на турецкий рынок. В дальнейшем мощность трубы может вырасти до 31 млрд куб. м. Предварительные договорённости с европейскими потребителями о покупке газа в рамках TANAP уже есть на ближайшие 25 лет на сумму около $200 млрд.

«Сейчас на рынке возрастает потребность в газе, поэтому TANAP и „Турецкий поток“ не станут конкурентами. Напротив, для энергетической безопасности и стабильности Турции каждый из них будет играть важную роль», — рассуждает аналитик Института стратегических исследований Каспия Эфган Нифти.

Турции нужно больше газа

Потребление природного газа в Турции выросло в 2017 году по сравнению с показателем 2016 года на 16% и достигло рекордного значения в 53,5 млрд куб. м. При этом закупки у России увеличились на 17% — до 28,6 млрд куб. м (топливо поступает, главным образом, по магистрали «Голубой поток» протяжённостью 1213 км).

Кроме России основными поставщиками газа в Турцию были Иран с 9,2 млрд куб. м и Азербайджан с 6,5 млрд куб. м (по Южнокавказскому трубопроводу, Баку — Тбилиси — Эрзурум). По оценкам экспертов, страна, безусловно, крупно выиграет от запуска и «Турецкого потока», и TANAP. Став в этом случае газовым хабом для Южной Европы, она сможет не только зарабатывать на транзите, но и влиять на ценообразование, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Так же видит ситуацию заместитель генерального директора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Если Турция замкнёт на себе значимые объёмы газового транзита, это может стать дополнительным вызовом для Европы, которой придётся считаться с мнением турецкой стороны», — рассуждает он.

«Турецкий поток» напрямую затрагивает и интересы Киева. По словам главы «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева, для Украины реализация этого проекта обернётся ежегодной потерей 15 млрд куб. м газового транзита из нынешних 70 млрд куб. м. В 2017 году страна получила за транзит российского газа в Европу около $3 млрд, а когда «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» заработают, поступления снизятся кардинально.

Цель на миллиарды

На переговорах в Стамбуле Путин и Эрдоган затронули не только тему «Турецкого потока», но и в целом торгово-экономических отношений между Москвой и Анкарой. Владимир Путин, в частности, заявил, что цель в $100 млрд товарооборота с Турцией будет достигнута. Он напомнил, что в 2019 году этот показатель будет достигнут в торговле с Китаем.

«Почему с Турцией меньше должно быть? И с Турцией, конечно, мы добьёмся такого же результата, я даже в этом не сомневаюсь», — убеждён глава российского государства.

Лидеры обсудили также «вопросы дальнейшего развития двусторонних отношений, актуальную региональную и международную проблематику», как ранее анонсировал Кремль. В последнем случае в фокусе их беседы оказались тревожные события в Сирии. Напомним, 17 сентября в Сочи Владимир Путин и Реджеп Эрдоган договорились создать к 15 октября в зоне деэскалации демилитаризованную зону шириной 15−20 км. Заключению соглашения предшествовали наращивание группировки сирийских проправительственных сил вокруг провинции и угрозы Дамаска начать наступление.

Сейчас, несмотря на российско-турецкие договорённости, перестрелки между проправительственными отрядами и оппозицией продолжаются. Отряды радикальной структуры «Хайят Тахрир аш-Шам» проводят операции против сил режима. В то же время сторонники Асада и многочисленные проиранские шиитские группировки также обстреливают отряды умеренной и радикальной оппозиции.