Развитие транспортных артерий на Севере, Дальнем Востоке и в других регионах России требует значительных инвестиций. Поэтому для отраслевых компаний сейчас важно привлечение собственного и заёмного капитала. Но своих средств зачастую недостаточно, а доступность кредитных ресурсов заметно ухудшилась. В таких условиях рыночным игрокам необходимо привлекать новых частных инвесторов.
К такому выводу пришли эксперты аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young (EY) в опубликованном «Обзоре отрасли грузоперевозок в России». В проведённом ими исследовании приняли участие 24 компании транспортного и сырьевого сектора, а респондентами выступили различные топ-менеджеры.
Отправной точкой рассуждений служат данные государственной программы «Развитие транспортной системы России». Согласно документу, объём частных инвестиций с 2018 по 2024 год составит 25% от общих инвестиций за семь лет. Суммарно же государственные и частные финансовые вливания в транспортную отрасль по этой программе в зависимости от года, по прогнозам, составят от 1,7% до 2,2% от ВВП.
При этом, согласно исследованию Global Infrastructure Outlook, проведённому Oxford Economics и Global Infrastructure Hub, потребность в инвестициях в транспортную инфраструктуру для России находится на уровне 3,2% от ВВП, что потенциально свидетельствует о недоинвестированности отрасли, — отмечается в документе EY.
На данный момент, судя по ответам участников российского транспортного рынка, финансирование отраслевых проектов осуществляется в основном за счёт собственных средств, банковского кредитования в рублях и лизинга оборудования. На четвёртом месте остаются субсидии и государственные средства.
По сравнению с результатами прошлогоднего опроса количество респондентов, обозначивших тенденцию к ухудшению доступности заёмных ресурсов как в рублях (26% против 0% годом ранее), так и в долларах (32% против 5% годом ранее), значительно увеличилось.
В то же время, по оценкам участников опроса, собственных средств для дофинансирования расширения отрасли недостаточно. Сложившаяся в отрасли ситуация создаёт условия, в которых рыночным игрокам необходимо привлекать новых частных инвесторов. Однако активность инвесторов на рынке остаётся ограниченной, в том числе ввиду геополитических причин.
Векторы развития транспортной инфраструктуры заданы в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Документ утверждён правительством РФ в конце сентября 2018 года.
Согласно документу, инвестиции в проекты транспортной отрасли в 2018–2024 годах превысят 6 трлн рублей, половина из которых поступит из внебюджетных источников.
Основные усилия планируется направить на повышение коммуникации между центрами экономического роста и на развитие транспортных коридоров Запад — Восток и Север — Юг.
Участники опроса Ernst & Young проявили заинтересованность вопросами развития инфраструктуры. Большинство опрошенных считают, что снятие инфраструктурных ограничений (75% респондентов) и развитие железнодорожных транзитных маршрутов (63%) могут значительно простимулировать развитие отрасли грузоперевозок в среднесрочной перспективе.
Меньшее количество респондентов указало в качестве возможных драйверов отрасли развитие Северного морского пути (38%) и строительство и модернизацию автодорог на маршруте Европа — Западный Китай (13%).
По мнению трети респондентов, положительные изменения в отрасли может дать введение онлайн-платформ на базе новых технологий, призванных объединить участников отрасли и потребителей. Причём 83% опрошенных ожидают введения таких платформ в ближайшее время.
Половина опрошенных в качестве возможных драйверов рынка выделила дополнительные меры государственной поддержки.
Для транспортной отрасли помощь со стороны государства выступает неотъемлемой частью развития. Это обусловлено тесной взаимосвязью с инфраструктурой, развитие которой требует значительных капиталовложений, большого количества участников, длительных сроков реализации проектов и повышенных рисков для частных инвесторов. Снизить уровень рисков и простимулировать инвестиционную активность позволяют именно различные меры господдержки.
Согласно опросу EY, более 83% респондентов в качестве необходимой поддержки отрасли назвали налоговые льготы, а ещё 79% — финансовую поддержку государства при строительстве инфраструктурных объектов. Установление долгосрочных тарифов, связанных с пользованием объектами государственной инфраструктуры, могло бы помочь отрасли. Так считают 50% опрошенных.
Наиболее популярными мерами господдержки, которыми за последние 10 лет охотнее всего пользовались участники рынка, стали субсидии и налоговые льготы.
Одним из ключевых драйверов развития транспортной системы является торговля. В прошлом году рост реального ВВП России оказался максимальным с 2012 года и составил 2,3%. Влияние на этот показатель оказали увеличение добычи и экспорта нефти на фоне высоких мировых цен, проведение чемпионата мира по футболу и завершение строительства крупных проектов в энергетическом секторе.
В этом году эксперты ожидают снижения темпов роста российской экономики. Так, по июньскому прогнозу Всемирного банка «Перспективы мировой экономики», прирост российского ВВП составит не более 1,2%, а основное негативное влияние окажут снижение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ и увеличение ставки НДС.
В последующие годы ожидается ускорение роста ВВП до 1,7% в 2020 году и 3,1% в 2021 году, — напоминают EY данные из «Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Точкой роста российской экономики с 2020 года, по прогнозу Минэкономразвития, может стать увеличение инвестиций в основной капитал. При этом крупная доля инвестиций в основной капитал приходится на реализацию проектов по строительству и модернизации транспортной инфраструктуры.
Транспортная отрасль играет важную роль в российской экономике. Её доля в структуре валовой добавленной стоимости достигает 7%, а реализация проектов по строительству транспортной инфраструктуры вносит значительный вклад в объёмы инвестиций в основной капитал, — говорится в обзоре EY.
В завершение своего исследования аудиторы охарактеризовали сложившиеся на данный момент условия в России как достаточно благоприятные для осуществления инвестиций в транспортную отрасль.