Трамп поманил Путина экономикой

Экономика 28 июня, 2018 / 17:00

Даже политики делают это — занимаются экономикой. Вице-президент США Майк Пенс выступил с заявлением о том, что предстоящая встреча Владимира Путина и Дональда Трампа, которая своим резонансом сконцентрировала на себе внимание общественности (а не переговорами с Ким Чен Ыном), будет посвящена экономическим вопросам. Конечно, решать политические вопросы сторонам предстоит тоже, но акцент был выбран неслучайно.

«Президент обсудит широкий спектр вопросов, которые необходимо решать. Экономические отношения США, России и других стран мира», — заявил Пенс.

Договоренность о встрече двух лидеров была достигнута 27 июня на встрече Путина с советником президента США по нацбезопасности Джоном Болтоном. 28 июня стало известно, что местом запланированной на 16 июля встречи выбрана столица Финляндии — Хельсинки.

Фото: kremlin.ruВстреча Владимира Путина с Джоном Болтоном

Трамп ранее не конкретизировал, какие именно вопросы предстоит обсудить с Путиным, ограничившись стандартными фразами про Украину и Сирию.

Сейчас об отношениях Вашингтона и Москвы можно рассуждать или долго, обмусоливая все сложности, которые передала по наследству бывшая администрация Белого дома Трампу, так и новый ворох неразрешённостей. Или же — молчать и не вспоминать о бесконечных трудностях и неудачных попытках перезагрузить сотрудничество.

Фото: Global Look Press/Xinhua/Hummam Sheikh AliДамаск, Сирия

Но вот сейчас, похоже, появился шанс если не вернуть прежнее доверие и взаимопонимание по многим вопросам, то выстроить отношения по новой схеме. Ведь ныне действующая ситуация не устраивает ни Москву, ни Вашингтон. Потенциал для развития есть, и он не был растерян за эти годы.

Завершение «холодной войны» говорит о переоценке российского рынка акций в 1,5–2 раза. Шансов на это, конечно, немного, и рынок это понимает. Спекулянты могут воспользоваться этим и начать разыгрывать данную идею как в российских акциях, так и в рубле. Особенно это будет актуально на фоне затишья, присущего летнему периоду, и отсутствия новых инвестиционных идей.

Основное отличие между экономикой РФ и Америки в том, что мы имеем опыт планирования на уровне страны. Оно осуществлялось в довольно крупных масштабах и затрагивало практически все отрасли экономики, а в США планирование было в основном лишь на уровне корпораций.

Кто даст Европе газ?

Скорей всего, фундаментальной экономической темой на переговорах станет «Северный поток — 2», который не даёт спокойно спать Вашингтону. Этот газопровод крайне важен для Европы и России и совсем не выгоден для Америки. США уже давно вынашивают планы по смещению России в качестве основного газового партнёра ЕС, предлагая европейцам свой сжиженный газ по завышенной цене. А строительство новых веток газопровода способствует тому, что Штаты будут терять и без того свои неоднозначные позиции на рынке газа в регионе.

Фото: Global Look Press/dpa/Stefan SauerСтроительство трубопровода «Северный поток — 2»

В качестве крайней мере Вашингтон может прибегнуть к санкциям в отношении поддерживающих «Северный поток — 2» стран, но это будет крайней точкой. В таком случае США будут один за другим терять своих союзников, вводя против них ограничения. Но такой исход возможен. Трамп жёстко отстаивает экономические интересы США и санкционный сценарий не будет ни для кого шоком.

Однако пока США решили не трогать «Северный поток — 2», ведь Европа послала Америке чёткий сигнал, что Вашингтон перегибает палку.

Что делать с санкциями?

Не исключено, что стороны коснутся и темы санкций как таковых, а также введения недавних ограничительных мер против российских крупнейших компаний и их владельцев — En+, «Ренова», «Группа ГАЗ», «Базовый элемент» и РУСАЛ. Правительство РФ пообещало оказать всесильную поддержку пострадавшим от рук Вашингтона российским олигархам и их компаниям. Но жить на пороховой бочке никому не хочется. Отечественный бизнес вынужден менять рынки сбыта и подстраиваться под новые реалии времени, а делать этого ему совершенно не хочется. Вряд ли проблему апрельских санкций оба президента смогут решить за одну встречу, но начало нужно положить уже сейчас. Да российские олигархи, не желая видеть, как банкротятся их детища, стали играть по американским правилам, получив некоторые поблажки от США.

Фото: facebook.com/UC Rusal

Вообще складывается впечатление, что со временем Россия стала привыкать жить в условиях санкций. И их отмена не будет являться для страны чем-то необходимым и первостепенно важным. Поэтому отменой санкций Москву уже не задобришь.

Турецкий гамбит

В качестве козыря в рукаве у российского президента может оказаться болезненная для Трампа тема взаимоотношений с Ираном и Турцией. Вашингтон противится поставкам иранской нефти, желая своими санкциями вывести этого экспортёра с рынка, а Анкара после потепления отношений с Москвой всё чаще смотрит в сторону России вместо Запада. Трамп, взбешённый решением Турции закупить российские системы ПВО С-400, будет давить на Москву. А этой ситуацией как раз выгодно может воспользоваться Россия. Не хотелось бы, чтобы российско-иранская или российско-турецкая дружба становились здесь разменной монетой, но США вполне могут предложить России что-то существенное взамен, например, послабление в санкциях или вообще их частичную отмену. Однако Трамп, прежде всего, бизнесмен, любящий холодный расчёт, поэтому он точно не продешевит и не будет совершать невыгодные для себя сделки.

Фото: Wikimedia Commons/Соколрус/CC BY-SA 4.0С-400 «Триумф»

Пощёчина от Вашингтона

Но в качестве альтернативной меры воздействия Вашингтон может вспомнить и о кнуте, которым он так умело размахивал в последние годы. На нас могу обрушиться новые западные санкции за нежелание уступать и за умение отстаивать свои национальные интересы. Что же, нам не привыкать к этому.

В последнее время много говорилось о том, что США смогут применить санкции в отношении облигаций федерального займа, что моментально отразится на российской валюте. Однако этот вопрос легко решаем за счёт международных резервов, которых в России предостаточно. Но на это должна быть воля свыше. Сейчас ЦБ и Минфин взяли курс на пополнение золотовалютных запасов и разбивать кубышку при первой опасности — довольно рискованная роскошь. Скорей всего, власти решат приберечь эти запасы действительно на крайний случай.

Фото: Global Look Press/Anton Belitsky

Россия же, со своей стороны, ещё недавно сократила вложения в американский госдолг в два раза, а её примеру могут последовать и другие государства. В этом вопросе при фактически небольшом торговом обороте с США, Кремль не будет включать задний ход.

Отношения между Москвой и Вашингтоном резко ухудшились после обострения ситуации на Украине, следствием которой стало последовательное введение антироссийских санкций. США и их союзники старались воздействовать на различные сектора российской экономики — энергетику, добывающую промышленность, банковскую сферу. Россия ответными действиями применила контрсанкции и начала процесс импортозамещения.

Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари»:

Завершение холодной войны между Россией и США означает переоценку российского рынка акций в 1,5–2 раза. При этом шансов на это не очень много, но они однозначно есть. Это прекрасно понимает рынок. И, с нашей точки зрения, инвесторы вполне могут начать разыгрывать данную идею, особенно на фоне летнего затишья и отсутствия свежих инвестиционных идей. При этом надо хорошо помнить, что мир и дружбу финансовые компании внушали своим клиентам сразу после избрания Дональда Трампа президентом США. В итоге ожидания не оправдались. Инвесторы потеряли деньги, а брокеры заработали неплохие комиссионные. Для республиканцев и для Дональда Трампа в особенности политика — это продолжение бизнеса. Вероятно, основной темой для обсуждений будет российский оборонный и сырьевой экспорт. Американцы будут требовать прекратить поставки оружия в Иран и Турцию, отказаться от «Северного потока — 2». Второй момент более чувствителен, так как американцы планируют в будущем занять значимую долю на европейском газовом рынке. Какой пряник США предложат Кремлю, сказать сложно. А вот с «нутом все ясно — санкции в отношении ОФЗ. Считается, что они могут ударить по рублю и бюджету. Однако при желании ЦБ РФ может решить вопрос за счет международных резервов, которые приближаются к $500 млрд. В отличие от оборота с Евросоюзом, Россия с США торгует мало. А вот вложения в американский государственный долг — вопрос для американцев болезненный. Россия недавно сократила вложения в два раза, её примеру могут последовать другие страны. Вряд ли Кремль пойдет на уступки. К тому же у Москвы в арсенале есть и потенциальная возможность угрожать: Россия и ОПЕК могут перевести расчеты за черное золото с доллара США на мультивалютную корзину.

Антон Быков, главный аналитик ЦАФТ:

Встреча Дональда Трампа и Владимира Путина имеет многоуровневую структуру целей. Самыми очевидными темами для осуждения может стать вмешательство России в американские выборы, борьба с терроризмом и т.д. Но если настрой с американской стороны будет более миролюбивым, то основной темой на экономической повестке дня будет вопрос экономического взаимодействия стран в условиях действующих санкций. Не думаю, что сейчас всерьез можно размышлять о снятии ограничений, так как вводились они под предлогом украинских событий, по которым серьезного прогресса пока не видно. Реальными же причинами, на мой взгляд, являются объективные проблемы в структуре мировой экономики. И здесь основным соперником США является, скорее, Китай. Наиболее же важной станет тема по продолжению взаимодействия в вопросах мировой безопасности. Всё более очевидной становится роль России как значимого миротворца. Поэтому и главные темы будут связанны с горячими регионами — Ближний Восток, Корейский полуостров, Восточная Европа. Учитывая постепенное усиление позиций Трампа в США, можно ожидать некоторого потепления тона риторики, но структура отношений принципиально не поменяется. В вопросах безопасности взаимодействие и так идет в постоянном режиме. В экономике протекционизм и ограничения сохранятся. Это связанно с достижением действующей мировой экономической системой на этом этапе развития предела для дальнейшего роста. Поэтому основных прорывов можно ожидать в части демонстрации американскому электорату сильной позиции Америки и склонение России к определенным компромиссам с косметическими уступками со стороны США по отдельным вопросам.

Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ:

Фото: INVESTING.COM

Крайне маловероятно, что на грядущей встрече будут затронуты вопросы экономического сотрудничества двух стран: Россия, например, в отличие от Китая не имеет значительных торговых отношений с США. Лидеры, конечно, могут обсудить ситуацию на нефтяном рынке и вопросы пошлин, однако, куда больше времени займет геополитика. Взаимоотношения Вашингтона и Москвы находятся на худшем уровне со времен холодной войны, так что кардинальных изменений от этой встречи ждать не стоит. Скорее всего, она будет являться чем-то вроде разминки перед основными переговорами во время следующей встречи, например, во время официального визита одного из президентов, что вполне вероятно, учитывая телефонные переговоры между Трампом и Путином.

Александр Егоров, валютный стратег TeleTrade:

Вероятно, блок экономических вопросов на предстоящей встрече будет ограниченным. Не потому, что не накопилось вопросов в этой сфере, а потому что есть более важные вопросы глобальной и региональной политики, вооружений и, в целом, мировой стабильности. А время общения президентов все же будет ограничено. Можно предположить, что сам по себе вопрос санкций США против российской экономики затрагиваться не будет, или будет, то совсем вскользь, потому что пока нет реальных путей его решения. Политика президента Трампа на выравнивание торговых дисбалансов между США и его торговыми партнёрами, получившее в последнее время название торговая война, также не имеет прямого отношения к двусторонним контактам США и Россия, но это вопрос может быть затронут с точки зрения перспектив мировой торговли. Точками соприкосновения могут также стать стратегия в области добычи и транспортировки энергоносителей, политики вложения в американский госдолг. Это, пожалуй, и все точки соприкосновения в экономической повестке. Значимость этой встречи заключается не в том, что будут решены какие-то конкретные вопросы двусторонних взаимоотношений, а в самом факте возобновления контактов на высшем уровне.