В конце апреля исполнится 100 дней как Дональд Трамп пришел к власти в США. Одно из главных его предвыборных обещаний — помирить Россию и Украину — до сих пор не исполнено. Возможно, для достижения этой цели американский президент пойдет на смягчение санкций, но может их и ужесточить. NEWS.ru узнал у экспертов, чем это обернется для России.
Проблема военного конфликта России и Украины была одной из центральных тем предвыборной кампании Дональда Трампа. Еще до ее официального старта сторонники республиканца номер один в американском конгрессе длительное время тормозили выделение военной помощи Киеву.
Трамп многократно повторял, что в его правлении подобная война была бы невозможна, что «это война Байдена». И что он «помирит Россию и Украину за один день». Когда Трамп вернулся в Белый дом, в числе первых вопросов журналисты спросили о достижении сделки между двумя странами. На это последовал шуточный ответ, что день-то еще не закончился.
47-й президент США Трамп начал свой второй срок 20 января. Новый лидер кардинально сменил риторику Вашингтона в отношении Кремля: многие аналитики говорят о том, что в конфликте с Украиной у американского лидера и его команды больше симпатий к Москве, чем к Киеву. Но при этом Трамп уверен, что в состоянии принуждать Москву к тем или иным решениям по Украине.
Впервые с начала конфликта стартовали переговоры россиян с американцами, началось обсуждение потенциального снятия санкций и восстановления отношений. Но ни к серьезным изменениям в боевых действиях, ни к каким-то другим решениям все это пока не привело. Трамп заявлял о некоем «психологическом дедлайне» для перемирия между Россией и Украиной. Его сроки американский президент не раскрывает, но западные медиа пишут о том, что речь идет либо о 20–30 апреля — православной и католической Пасхе, либо о 100 днях Трампа у власти.
В апреле Трамп подписал указ, продлевающий на год пакет мер против России. Этот документ был введен в действие его предшественником и оппонентом Джо Байденом в 2021 году. Сначала США ввели ограничения против российских частных и юридических лиц, которые якобы могли быть причастны к кибератакам и вмешательству в американские выборы. Затем в список стали попадать лица и организации, якобы связанные с нанесением вреда Соединенным Штатам и обходом американских санкций.
В списке действий, приписываемых России и ее гражданам, помимо кибератак и ухода от санкций указывались попытки оказать давление на иностранные правительства, которые продолжают представлять «чрезвычайную угрозу национальной безопасности, внешней политике и экономике Соединенных Штатов». Из этого также следует блокировка российских активов и преследование всех, кто сотрудничает с российским ВПК.
Пресс-секретарь российского лидера Владимира Путина Дмитрий Песков заявил СМИ, что в Кремле не удивлены этому решению Трампа: оно принято, по сути, автоматически. «Мы находимся в начале нашего пути по нормализации отношений, по выстраиванию их фактически заново, поэтому никаких завышенных ожиданий у нас не было на этот счет», — заявил Песков.
По данным агентства Bloomberg, Трамп рассматривает возможность снятия санкций, чтобы проложить путь к прекращению боевых действий. Но может быть и обратный сценарий: в конце марта американский президент угрожал запретить любой бизнес с США странам, покупающим российскую нефть, если он будет считать, что не Украина, а Россия саботирует мирный процесс. Одними из самых болезненных для России оказались так называемые прощальные санкции Байдена, ударившие в начале года по российским нефтяным компаниям и танкерам (те в итоге встали у азиатских берегов, и черное золото с них долго не разгружали).
Экс-министр экономики Андрей Нечаев отметил в разговоре с NEWS.ru, что именно этого опасаться не стоит. «Торговая война с Китаем у США идет и без российской нефти. Торговли США с Россией практически нет, замораживать нечего, потенциал прямых санкций в значительной степени исчерпан», — отмечает он.
А вот вторичные санкции — против тех стран, которые нарушают базовые ограничения — сейчас ставятся во главу угла Евросоюзом, и они со стороны США «могут быть очень опасны». Как и усиление контроля за соблюдением первичных санкций. При таких действиях могут снизиться доходы от российского экспорта, станет дороже или вообще невозможной часть параллельного импорта.
«Десятки танкеров стоят неразгруженные у индийского и китайского побережья с российской нефтью. Большие сложности с оплатой экспортно-импортных операций: все крупные китайские банки, что примечательно, отказались проводить даже в юанях платежи по товарообороту с Россией. Поэтому они в основном идут через мелкие кредитные организации», — рассказывает Нечаев.
Экономист Николай Кульбака тоже говорит о том, что торговля России и США невелика, поэтому любимые Трампом пошлины к нам не применимы. Это официальная причина, по которой российские товары не обложены сейчас американскими тарифами. «Едва ли речь будет идти о дополнительном вооружении для Украины. Так что, скорее всего, мы увидим рост вторичных санкций для стран, с которыми торгует Россия. Впрочем, Трамп уже показал себя большим фантазером, так что могут быть озвучены и очень странные, неординарные санкции», — рассуждает экономист.
По его мнению, едва ли это сильно скажется на экономике России, «но головной боли точно добавит». Санкции против стран, покупающих российскую нефть, «легко объявить, но сложно промониторить, с учетом теневого флота». И это точно заставит покупать российскую нефть меньше, а цены на нее уронит, рассказывает он.
Читайте также:
В ЕС отложили запрет на СПГ из России до лучших времен
В Кремле объяснили логику Трампа в продлении антироссийских санкций
«Никаких завышенных ожиданий»: Песков о диалоге России с США
Раскрыто, на какой шаг может пойти Трамп для решения украинского конфликта
«Трамп проиграл Путину»: в Польше оценили первый раунд переговоров
ФРС забила тревогу из-за губительных последствий решения Трампа по тарифам